Старое православное кладбище
Мнение посетителей
Описание
СТАРОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ КЛАДБИЩЕ В БАХЧИСАРАЕ
Лидия Гвилава
Ваганьковское в Москве и Смоленское в Санкт-Петербурге, Байково в Киеве и Лычаковское во Львове. Для городов с давней историей кладбища – не просто места захоронений. Это хроника в лицах и судьбах тех, кого уже нет среди живых. Старое православное кладбище Бахчисарая — это летопись событий Крымской войны 1854-1856 гг. Здесь похоронены солдаты, участвовавшие в обороне Севастополя. А рядом часовня, построенная в память о них. Но разве так должна выглядеть последняя обитель тысяч славных героев, отдавших жизнь за свободу крымской земли?!
Бахчисарай вполне заслужено является объектом интереса тафофилов— людей, увлекающихся прогулками по кладбищам. В бывшей столице Крыма несколько некрополей, давно ставших местными достопримечательностями. Например, мезарлык— Ханское кладбище, или загадочное караимское в Иософатовой долине. Но не все, даже заядлые туристы, знают о существовании в Бахчисарае старого православного погоста. Многие путают его c захоронением русских воинов при Успенском монастыре или с братским кладбищем советских солдат в переулке Историческом.
Чтобы расставить все точки над «і», отправимся в Русскую слободку — район «старого города», ранее носивший название Эрмени-маале. Во времена Крымского ханства здесь проживали православные греки и армяне, а после 1783 г. сформировался русский квартал Бахчисарая. Современный центр слободки — улица Пушкинская. Она начинается за заданием ЗАГСа (в нач. ХХ в. дом «отца города», купца-грека Дмитрия Пачаджи). Десятиминутный подъем мимо частных домов финиширует в верховье ущелья, у ворот, увенчанных крестом. Табличка на каменной арке гласит: «Бахчисарайский исторически-культурный Комплекс объектов периода Крымской войны…».
То, что находится за калиткой, больше напоминает склад надгробий под открытым небом. По обе стороны от центральной тропинки (аллей ее не назовешь) в тени небольших деревьев и на открытых полянах, группами и по отдельности лежат могильные плиты. Надгробия разрушаются, зарастают мхом. На памятниках, сохранивших вертикальное положение, еще можно прочитать эпитафии. Большая их часть начинается словами «Здесь покоится…». Обращают на себя внимание могилы тех, кто ушел из жизни слишком рано: девица Василиса Мачикати 18-ти лет от роду;17-летний юнкер Иван Черноморский, «Погиб за Родину» — коротко и ясно. Есть надписи на греческом языке. Встречаются захоронения ХХ в.: 1917-го, 1961-го годов. Украшают надгробья рельефные кресты, цветы, а также чаши — геральдический символ памяти потомков об умерших. Однако, память об ушедших в мир иной православных жителях слободки, о погибших солдатах и офицерах русской армии, судя по всему, хранят немногие. Один из тех, кто действительно чтит подвиг защитников Крыма, кладбищенский смотритель-энтузиаст. По собственной инициативе он поддерживает порядок на территории погоста, пытается переводить тексты на могильных плитах и памятниках, собирать архивные данные.
Общественность выполняет патриотический долг раз в год. В начале сентября в Бахчисарае проходят официальные мероприятия, посвящённые Дню памяти воинов, павших в Крымской войне 1854–1856 гг. На старое православное кладбище приезжают представители власти, духовенства, журналисты. Целыми классами сюда приводят школьников. Традиционно совершается экскурс в прошлое: «1 сентября 1854 г. армия союзников (Великобритания, Франция, Турция) высадилась в районе Евпатории, чтобы штурмовать главную базу Черноморского флота— Севастополь. Русские войска держали оборону почти год — 349 дней. В тыловой Бахчисарай стягивали обозы с военным снаряжением, продовольствием, по окольным проселочным дорогам доставляли раненых. Их размещали в гостинице, кельях Успенского монастыря, Ханском дворце. Первыми в бахчисарайские госпитали поступили раненые при сражении на р. Альме (8 сентября 1854 г.). Изувеченных солдат было настолько много, что они лежали по двое на одной койке, людей оставляли прямо на улице, в полевых лазаретах. Поступали сюда и бойцы, больные болотной лихорадкой, тифом, холерой. Крымская кампания стала одним из поворотных моментов развития военно-полевой хирургии. Работавших в Бахчисарае врачей и медсестер можно назвать героями, как и участников военных действий! Но неуменьшающийся поток раненых и больных, хроническая нехватка докторов, неудовлетворительные условия содержания пациентов, естественно, приводили к высокой смертности. Большую помощь раненым оказывал 30-летний купец третьей гильдии грек Михаил Дремджи. Живых он снабжал продуктами. А умерших обязался отпевать и хоронить согласно христианским правилам. С 1 мая 1855 г. Дремджи обеспечил погребение шести офицеров и более двух тысяч низших чинов. Место для братского кладбища русских воинов определили на склоне балки Эрмени-маале. Эта земля хранит останки четырех тысяч погибших смертью храбрых».
Пламенные речи о героическом прошлом звучат у одного из самых известных бахчисарайских памятников, связанных с событиями Крымской войны,— часовни, возведенной в 1894 г. к 40-летию обороны Севастополя. Деньги на строительство собирали всем городом: на благое дело жертвовали и чиновники, и аристократия, и простые бахчисарайцы. 15 июня 1895 г. состоялось открытие часовни. В 20-х годах ХХ в. склеп подвергся нападению вандалов, имущество разворовали. В 1990 г. чудом обнаружили останки воинов, сохранившиеся под завалом камней. Они были помещены в специально изготовленный ковчег и переданы на хранение под неугасимой лампадой в Свято-Никольскую православную церковь Бахчисарая.
Сегодня старое кладбище русских солдат с немою мольбой взывает о помощи. Найдутся ли в ХХІ в. люди, имеющие совесть и полномочия, чтобы изменить безучастное отношение к памяти героев?...
Адрес: г.Бахчисарай, ул. Пушкина, 42а
(c) Гвилава Лидия