Текие дервиш
Мнение посетителей
Описание
(c) Соловьева Евгения
Среди множества храмов разных конфессий, тесно соседствующих на узеньких улочках Старого города в Евпатории, есть один уникальный не только для Крыма, но и для всей Европы. Текие дервишей. Обитель эта создавалась в XV-XVI вв. н.э. и с тех давних времен сохранила как свой первоначальный облик, так и древние традиции.
Суфийский дервиш — это странствующий набожный человек (арабск. «суф» - грубая шерстяная ткань или одежда из нее, отличительный знак аскета), последователь мистического философского течения в исламе. Суфийское учение рассматривает познание мира и поиск божественной истины путем внутреннего озарения, ощущение единства души и Всевышнего, осознание человеком божественной Любви.
"Иная Вселенная скрыта за завесой людской суеты, она даст необходимые в наше время спокойствие и уверенность, и ты начнешь распознавать в мире вещей и событий Знаки Всевышнего, ты будешь учиться понимать их логику, которая отличается от человеческой. Есть путеводная звезда на Пути к Истине и имя ей – Любовь" (Абу-л-Хасан Ал-Худжвири ( ум. между 1072 и 1076/7).
Европейские традиции христианских орденов — служению прекрасной Даме, рыцарских подвигов и баллад трубадуров — восходят именно к суфийскому учению.
Называть дервишей монахами будет неверно, так как у мусульман отсутствует понятие "монашество" в том виде, в каком оно принято у христиан. Быть ближе к богу или искать его, запершись в стенах монастыря, неприемлемо для истинного суфия. Дервиши странствовали по городам, помогали всем, кто обращался к ним – советом, практическими и духовными знаниями. Но они никогда не просили милостыню или подаяние, а брали только уплату за сделанную работу или услугу.
Принцип жизни суфиев: "В миру, но не от мира сего. Ради Бога, с Богом, в Боге". Они живут по правилам и законам общества, стараясь как можно лучше выполнять свои мирские дела, но свою личность, свое «Я» посвящают только единению с Всевышним. "Быть суфи – означает быть таким, каким ты был до того, как появился в этом мире", — сказал знаменитый багдадский шейх Абу-Бакр ас-Шибли (шейх – глава суфийской общины, заслуженный и просветленный человек, обучающий послушников и направляющий их).
Существовало несколько направлений суфизма. Наиболее известный и сохранившийся по сей день — орден Мевлеви, членов которого еще называют «вращающимися дервишами». Центр ордена расположен в городе Конья (Турция). Его основателем считается известный во всем мире духовный учитель и поэт суфи Джалал ад-Дин Руми (1207–1273 гг.), или Мевляна (перс. – «наш проводник»). Руми проповедовал равенство людей независимо от религии, цвета кожи и языка, воспевал величие человеческого рода, а путем к Всевышнему он называл Любовь: человек, умеющий любить другого, любит и себя, и человечество, и всю Вселенную, а значит, способен достичь Бога.
Орден его последователей — Мевлеви — изначально был самым богатым и привилегированным суфийским братством. В частности, шейх обители Гезлева имел полномочия опоясывать мечом вновь избранного крымского хана. Аналогичными полномочиями относительно султана наделялись суфии в Османской империи.
Текие (или ханака) использовалось как место встреч странствующих дервишей. В нем собирались члены ордена, чтобы осознать духовный опыт, полученный во время странствий, и проводить совместные ритуалы — сема. У многих путешественников прошлого встречается описание этого завораживающего действия. Подняв одну руку к небу, а вторую опустив к земле, они кружатся под музыку свирелей и бубнов и пение зикров (многократных повторений молитвенных формул). Вращаются вначале медленно, а потом все быстрее и быстрее... Мистический танец длится несколько часов. Будучи в состоянии экзальтации дервиши пытаются испытать состояние Божественного присутствия.
Действующих текие в мире осталось немного, достоверно известно о трех: в Египте, в Турции и в Украине. Евпаторийская обитель расположена в начале ул. Интернациональная – прямо напротив старых городских ворот. Точной информации о времени ее постройки не найдено. Одно из первых письменных упоминаний о дервишеской обители в Гезлеве находится в записках османского путешественника XVIIв. Эвлия Челеби. Проведенные уже в наше время исследования позволили сделать вывод, что весь комплекс строился на протяжении XVI-XVIIIвв. Сейчас он включает три здания: непосредственно текие, мечеть Шукурулла-Эфенди и духовное училище (медресе).
Центральная постройка комплекса – текие. По своей форме оно напоминает медресе «Зынджырлы» (буквально — «медресе, связанное цепями») в Бахчисарае. Квадратное здание, которое путем двойного среза углов переходит в восьмигранник, накрытый куполом, как бы сложенным из четырех парусообразных сводов. Мощные метровой толщины стены и купол центрального зала джемаатхане (или «семахане» – традиционное название помещения для ритуальных танцев-медитаций сема) гладко оштукатурены и не несут на себе ни следа росписей, все выглядит очень строго, просто и вместе с тем возвышенно.
Из центрального зала стрельчатые входы ведут в кельи дервишей – чиллехане. Всего келий 19 (число 19 имеет сакральное значение в Коране). Они очень аскетичные и темные, свет сюда поступает сквозь небольшое окно.Келья шейха отличается размерами – в ней две «комнаты» - и наличием кое-какой утвари и библиотеки, поскольку он и несколько послушников жили в обители постоянно. Остальные помещения занимались странствующими дервишами ненадолго для молитв и медитаций.
Узкие дверные проемы, заставляющие преклонить голову на входе, лишний раз напоминают о смирении пришедших сюда. Поскольку основное предназначение текие заключается в проведение ритуальных дервишеских «танцев», то в здании отсутствует обязательный в мусульманских мечетях михраб (украшенная ниша в стене, направление которой указывает направление на Мекку). Парусные своды купола обеспечивают потрясающую акустику – даже негромкий голос приобретает здесь звучность и резонанс, а сам потолок кажется высоким, несмотря на весьма скромные размеры строения. В настоящее время его высота составляет 10,5 м, с учетом того, что за прошедшие века слегка «вросло» в землю. Снаружи здание покрыто ровными рядками слепленных вручную черепиц.
Слева от текие возвышается одноэтажная прямоугольная постройка мечети «Шукурулла – эфенди». Сохранилась она гораздо хуже — минарет сильно пострадал от артобстрелов города во время Второй мировой войны, с трудом удалось отыскатьбронзовый алем (навершие), который сейчас хранится в этнографическом музее. Фактически от мечети остались лишь остатки стен. В деталях ее облик можно представить только по сохранившимся документам.
Рядом, в южной стороне двора, находилось кладбище, где хоронили только служителей обители, а позади текие обнаружено захоронение самого древнего, по предположениям историков, крымского мусульманского святого Отеш-деде. При восстановлении комплекса нашли многочисленные остатки надгробных камней, покрытых рунической письменностью и надписями арабской вязью. На ряде из них просматривается родовой знак крымских ханов – тамга. Некоторые украшены надгробиями в форме чалмы. Такие ставились на могилах паломников, совершивших хадж в Мекку. Сейчас остатки надгробий хранятся во дворе комплекса; могила Отеш-деде восстановлена и к ней вновь приходят люди просить поддержку и защиту у святого.
В двухэтажном здании медресе, что выходит своим фасадом на главные городские ворота и на площадь старого городского рынка «Катык-базар», расположен музей этнографии, созданный по инициативе продолжательницы традиций ордена Мевлеви Алифе-Ханум Яшлавской. Здесь собрана коллекция предметов быта крымских татар, национальные костюмы и документы, фотографии дореволюционной Евпатории; отдельный стенд музея посвящен, конечно же, дервишам.
В последние годы в отреставрированном текие не раз организовывались представления суфийских ритуалов с музыкальным сопровождением и пением. В дальнейших планах – возрождение обители и функционирование ее уже не только в качестве собрания экспозиций.
Адрес памятника истории и архитектуры национального значения «Евпаторийский крымско-татарский культурно-этнографический центр «Текие дервиш»: г. Евпатория, ул. Караева, 18.