Толшевский Спасо-Преображенский женский монастырь
Мнение посетителей
Описание
Монастырь известен с первой половины XVII века. В 1646 году в самой толще дремучего леса, на правом берегу реки Усманки, в 40 километрах от Воронежа, поселился отшельник-пчелинец (пасечник) Константин. Жил он в дупле, питался мёдом диких пчёл, травами и кореньями, носил одежду из шкур диких животных. По имени основателя, обитель долгое время называлась Константиновской пустынью.
После строительства деревянного Спасо-Преображенского храма монастырь стал называться Спасо-Преображенским. Название «Толшевский» произошло от невероятной толщины росших здесь деревьев.
В 1752 году начали возводиться каменные строения. Сначала вместо деревянного храма была заложена каменная Спасо-Преображенская церковь (сохранившаяся по сей день) с двумя приделами – во имя святителя Николая и во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, затем колокольня, каменная ограда, братские кельи, трапезная, конюшня.
В 1768 году удалившийся на покой святитель Тихон Задонский избрал Толшевский мужской монастырь местом своего пребывания. Со временем он переселился в Задонский Богородицкий монастырь.
После революции 1917 года Толшевский монастырь был разорён, а в 1932 закрыт. Книги из монастырской библиотеки, иконы и церковная утварь были утрачены. В храме сначала разместили библиотеку, затем устроили клуб. Землю монастыря со всеми постройками передали Воронежскому заповеднику.
Возрождение Спасо-Преображенской, теперь уже женской обители, началось в 1994 году. Была благоустроена территория, частично отреставрирован храм, приведён в порядок жилой корпус. В сестринском корпусе устроена домовая церковь. В память почившей братии установлен крест и надгробная плита. Каждый день в храме совершаются богослужения. Монастырь имеет подсобное хозяйство. При обители открылась воскресная школа.
Сегодня комплекс монастыря занимает участок прямоугольной формы, вытянутый к реке, от которой монастырский двор отделяет кирпичная ограда с большими воротами. Главная композиционная ось, разделяющая территорию комплекса на южную и северную части была обозначена основными доминантами: церковью Преображения Господня, расположенной в геометрическом центре ансамбля монастыря, и надвратной колокольней, стоящей к западу от церкви. К северу от церкви, почти параллельно ей, расположен двухэтажный большой корпус келий с домовой церковью Успения Божией Матери. К югу от главной церкви, также почти параллельно ей, вытянут трапезный корпус. Между трапезным корпусом и Преображенской церковью, замыкая небольшую площадь с запада, размещен двухэтажный корпус настоятеля.
Для монастырского комплекса в целом характерно архитектурное единство всех сохранившихся зданий, несмотря на то, что они возводились в разное время. В частности, декоративные элементы фасадов келейного, настоятельского и трапезного корпусов выполнены в формах классицизма. Доминанта комплекса – церковь Преображения Господня – выделяется своим ярким крупным декором в русском стиле, элементы которого можно увидеть и на других зданиях монастыря.