Церковь Иоанна Предтечи
Мнение посетителей
Описание
Церковь Иоанна Предтечи – сегодня третий по древности действующий православный храм в нашем городе. Духовенство и прихожане в течение трех столетий его благоукрашают, доводя до полноты духовного храмового символизма.
В 1714 году священник Лука и церковный староста Григорий Глухих с прихожанами выразили желание возвести холодную церковь в камне. Окончание строительных работ по сооружению трапезной и колокольни можно отнести к 20-м - 30-м годам XVIII столетия. От этой части постройки до наших дней дошли отдельные фрагменты нижнего яруса колокольни. Квадратное основание колокольни несло столп восьмигранной башни с ярусом звона в завершении и глухим барабанчиком с высоким шпилем. Подобная композиция была заимствована из архитектуры Великого Устюга и, «прижившись» на местной почве, воспроизводилась вплоть до конца XVIII века.
С 1775 года начались подготовительные работы по перестройке завершения холодного храма. Два малых последовательно уменьшающихся световых восьмерика «наподобие здешней градской Знамения Пресвятые Богородицы церкви» были возведены на фигурной гранёной кровле.
Несколько раз перестраивали изначально асимметричную однопридельную трапезную. Первая перестройка относилась к концу XVIII столетия; предположительно, по проекту губернского архитектора И. Д. Дюссар де Невиля в 1825 году тёплый храм был вновь переложен местными каменщиками во главе с подрядчиком Смирновым. На пожертвования вятского купца Андрея Куклина в 60-е годы XIX века в холодной церкви устроили новый восьмиярусный иконостас с золочёной резьбой, а на кресте был устроен позолоченный флюгер в виде трубящего ангела. Низкая и тёмная трапезная перестраивалась ещё раз в 1898 году по документации, разработанной И. А. Чарушиным. В результате проведённой реконструкции высота центрального нефа была повышена, что позволило устроить верхнее освещение.
Декоративное убранство холодной церкви выдержано в традициях «узорочья», характерного для первого этапа развития каменного зодчества в местном крае. Любовь вятских зодчих к пышности декоративных форм проявилась здесь в полную силу. Богатый кирпичный орнамент, включающий наборы бусин, кокошники, жгуты, розетки, динамичные завитки над оконными проёмами, ряды ширинок, покрывает фасады, образуя причудливые гармонии. Витые колонки с чисто местной интерпретацией коринфских капителей, украшающие алтарь, прихотливые изломы полуглавий и щипцов в завершении фасадов вплелись в затейливую канву узорчатых деталей.
Большой сдержанностью отличается архитектурное убранство колокольни, плоскостной характер которого станет стилистическим признаком вятских построек 40-50-х годов XVIII века, сменив калейдоскопичность фасадной орнаментики первых каменных сооружений. Лапидарная трактовка архитектурного решения экстерьеров трапезной, присущая позднему классицизму, и сухой «псевдорусский» характер надстройки оттеняют пышность прихотливого кирпичного убранства старой части памятника, который является одним из лучших примеров самобытного творчества местных народных каменщиков.
Восьмериков завершения храма и верхних ярусов колокольни здание лишилось в 1930-е годы, когда его помещения были переоборудованы под партийный архив. С 1960-х годов здесь размещались планетарий и областное отделение общества охраны памятников истории и культуры. В начале 1990-х годов здание храма вернули общине верующих и в нём возобновились церковные службы.
Утраченные части памятника восстановлены в 1990-х годах (производство работ - фирма «Арсо», ведущий архитектор проекта реставрации И. Г. Носков).
Сейчас храм действует, совершаются утренние и вечерние службы и в течение всего дня присутствует священник. Также совершаются требы (венчания, отпевания, крещения, панихиды, молебны, соборования и др.).