Церковь Казанской иконы Божией Матери
Мнение посетителей
Описание
В дальнем конце Большой Казанской улицы располагается комплекс Казанской церкви, построенной в 1697 году на месте упраздненного одноименного монастыря. Эта летняя церковь, сохранившаяся до наших дней, относится к типу поздних ярославских храмов. Она типологически близка к таким ярославским храмам как Никола рубленный город (1695).
Основной объем храма – бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом. С востока к нему примыкает трехапсидная алтарная часть, а с запада узкая галерея – паперть, и небольшой притвор, увенчанный ротондой и с плоским куполом. Четверик имеет два яруса окон и увенчан традиционным пятиглавием.
До наших дней Казанская церковь, дошла с искажениями и утратами. Еще в конце XVIII в окна получили плоские барочные наличники с «ушками». Однако на алтарной части храма сейчас можно увидеть типичные для конца XVII в детали: полуколонки между апсидами, карнизы виде трех нависающих друг над другом рядов поребрика.
В Казанской церкви сохранились росписи, выполненные в 1767-1768 гг. На стене справа от западного портала уцелела помещенная в рамку надпись, содержащая имена работавших здесь изографов. Среди них – представитель известной династии ярославских мастеров - Михаил Сопляков.
Стены основного четверика разделены на семь ярусов росписей, нижний из которых – орнаментальный, хорошо сохранивший только на северной стороне. Причудливые завитки фантастических стеблей, листьев и цветов написаны свободно и уверенно. При этом за образец видимо, был взят ярославский храм Илии Пророка, в росписях которого встречаются те же мотивы.
Второй снизу ярус иллюстрирует «Сказание об иконе Казанской Богоматери». Здесь особенно интересна богатая архитектурная декорация – изображения московского Кремля и Города Казани. В следующей четырех ярусах художники поместили композиции на евангельские темы. Особой выразительностью отличается «Моление о чаше» в третьем ярусе на южной стене. Фигуры молящегося Иисуса и спящих апостолов трактованы здесь вполне реалистично.
Седьмой ярус росписей составляют двенадцать помещенных в фигурные рамы аллегорических композиций, посвященных Символу веры. На сводах находятся четыре большие композиции – «Поклонение Кресту», «Св. София Премудрость Божия», «Ангел отделяет овен от козлищ», а также навеянное западноевропейскими гравюрами «Коронование Богоматери».
Наряду с развернутыми на плоскости стен повествовательными сюжетами существует и другая группа изображений: сцены и образы, помещенные в откосах окон. Среди них – «Притча о бедном и богатом» в окне на западной стене, ангелы, несущие икону Казанской Богоматери, - на перемычке окна нижнего яруса северной стены.
Тема росписей западной галереи традиционен – Апокалипсис. Такое размещение столь же характерно для ярославской живописи XVII столетия, как и выбор соответствующих сюжетов. Здесь и трубящие ангелы, и адские чудовища, и ангелы, изливающие на землю «семь фиалов гнева Господня», и восходящая к известной гравюре А. Дюрера группа из трех апокалипсических всадников. На откосах портала, ведущего в храм, в круглых медальона размещены изображения святых в полный рост.
В росписях Казанской церкви отчетливо видны отсветы высокого искусства ярославских живописцев XVII столетия: динамичные многофигурные композиции, повышенная декоративность с широким использованием растительных мотивов, великолепная колористическая гамма, в которой чередуются теплые, красновато-коричневые и холодные, зелено-голубые, серебристо-серые тона. Однако уже ощущается и упадок стиля, выразившийся в утрате чувства меры, в мелком масштабе фигур и сухости и сдержанности рисунка.
Весьма интересен был недошедший до нас резной пятиярусный иконостас Казанской церкви, созданный в 1768 г при участии местного живописца Василия Тюменцева.
В начале XIX в. древняя шатровая колокольня, стоявшая перед западным фасадом Казанской церкви, была разобрана. Позднее на ее место был сооружен сохранившийся до наших дней притвор. Его кубический объем с трех сторон оформлен портиками тосканского ордера и перекрыт плоским куполом на массивном барабане. Купола Казанской церкви ранее сверкали позолотой. Стены были окрашены в красный цвет, колонны и перемычки в белый с цветные наличники окон.
Во втором десятилетии XIX века была построена, несохранившаяся до наших дней, четырехъярусная колокольня в классическом стиле. (Судя по архивным фотографиям, она почти в 3 раза превышала высоту сохранившейся ныне Казанской церкви). Как и соборная, она отстояла отдельно от храма. Стройная, как свеча, с изящной главкой в виде чаши, из которой поднимался шпиль с крестом на золотом яблоке, она напоминала построенную в те же годы пятиярусную колокольню в торговом селе Курба под Ярославлем. По-видимому, оба здания проектировал один и тот же архитектор.
В комплекс Казанской церкви входила и теплая Введенская церковь, построенная в 1720 г, с обширной трапезной. Она располагалась к юго-западу от летнего храма. Построенная одновременно с Никольским собором, церковь в 1830-е годы была перестроена в духе позднего классицизма: основной четверик был увенчан невысокой ротондой с куполом, на фасадах появились ионические портики с массивными фронтонами. В 1901-1903 гг. с южной стороны был пристроен обширный Петропавловский придел. Здание Введенской церкви в неузнаваемом виде существует и сейчас: после радикальной перестройки объем здания увеличился в два раза и бывших храм был приспособлен под жилой дом.
Сохранилась до нашего времени без особых переделок и выстроенная в начале XX века квадратная в плане двухэтажная ризница Казанской церкви. Учитывая близость Введенской церкви с ее классической обработкой порталов, архитектор использовал в отделке ризницы те же ордерные формы. Все четыре фасада ее кубического объема решены одинаково и имеют ясную композицию: по три равновеликих прямоугольных окна в каждом этаже, по бокам которых поэтажно расположены пилястры, несущие во втором этаже плоские полуциркулярные арки. Углы ризницы на уровне первого этаже обработаны рустом.
Стремясь придать зданию черты сходства с его архитектурным окружением, зодчий выполнил кровлю в виде плоского четырехгранного купола, силуэт которого перекликался с очертаниями купола Введенской церкви.
Все здания, входившие в комплекс были окружены утраченной ныне решетчатой оградой на каменных столбах. Главные ворота ограды выходили на Казанскую улицу и были похожи на небольшую триумфальную арку.
Возвышаясь на низком, открытом с трех сторон мысе, Казанская церковь и связанные с ней постройки выглядели очень живописно со стороны Волги и реки Черемужи.
Источник - Н.С. Борисова «Малые города Верхневолжья. Рыбинск-Мышкин-Пошехонье».
(описание с сайта http://wikimapia.org/)