Церковь Спаса Нерукотворного
Мнение посетителей
Описание
ЦЕРКОВЬ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО, посл. четв. 17-19 вв.
Стоит в центре села, расположенного на высоком правом берегу р. Шохонка; господствует в окружающем пейзаже. Кирпичная церковь построена в 1682 г. (освящена в 1691 г.) на средства владельца села, стольника И.И. Протопопова костромскими мастерами. В нач. 19 в. сооружены церковная ограда (большая часть ее утрачена) и (на средства помещика В.А. Коптева) новая колокольня; во 2-й пол. 19 в. возведены ворота ограды. В 1873-75 гг. храм расписан. Прекрасный образец местного сельского вотчинного храма, формы которого характеризуют своеобразную манеру костромской архитектурной школы 17 в., отличающуюся ясностью конструкции и нарядностью фасадного декора. Его удачно дополняют более поздние постройки — колокольня в стиле зрелого классицизма и оставшиеся части церковной ограды с псевдоготическими башенками и эклектическими воротами.
Церковь принадлежит к распространенному в 17 в. типу бесстолпных пятиглавых храмов с трехчастным алтарем и трапезной. В объемной композиции доминирует высокий двусветный четверик, несколько растянутый по оси север-юг, с тесно поставленными луковичными главами (центральная более крупная, чешуйчатая) на глухих цилиндрических шеях. У пониженного алтаря лишь с востока намечены закругления апсид (средняя значительно крупней боковых). Трапезная с кровлей на три ската чуть уже храма и немного вытянута по продольной оси. Узкий переход соединяет ее с массивной колокольней; ее высокие четверики с раскрепованны-ми скругленными углами разделены промежуточным глухим полуярусом и завершены еще одним, сильно суженным цилиндрическим полуярусом с куполом и тонким шпилем на граненом основании. Нарядный фасадный декор традиционен для костромского зодчества середины - 2-й пол. 17 в. На углах четверика внизу поставлены широкие лопатки, вверху - пучки из трех полуколонок с выпущенной гранью между ними; цоколь отделен полувалом; широкий венчающий карниз включает полоски, пояс круглых нишек в ширинках, ряды поребрика и зубчиков; стены завершаются поясом полукруглых кокошников (по четыре с каждой стороны), с многоступенчатыми перспективными архивольтами. Барабаны приподняты на квадратные основания с кокошниками на гранях и украшены аркатурой на колонках. Прямоугольные окна в более поздних рамках расширены: заметны остатки срубленных наличников с килевидными фронтонами.
Классицистический декор колокольни состоит из пилястровых портиков на рустованных устоях нижнего четверика с гипертрофированными "триглифами" во фризе под фронтоном; фигурных филенок с подвесками на гранях промежуточного яруса; трехчетвертных колонок и антаблемента с зубчиками в карнизе - во втором четверике. Верхний цилиндр у основания прорезан полукруглыми окнами. Четверик перекрыт сомкнутым сводом, алтарь - коробовым с лотками над апсидами, трапезная - полулотковым с распалубками над проемами, переход - коробовым, а нижний ярус колокольни - сомкнутым с распалубками. Интересны широкая ниша в центре восточной стены трапезной и устроенные по сторонам от нее боковые проходы в основное помещение. Лестница к звону размещена в толще южной стены нижнего четверика колокольни. Масляная живопись, выполненная в 1873-75 гг. в позднеакадемической манере характерна для провинциальных стенописей 2-й пол. 19 в. В 1970-х гг. живопись поновлялась и оказалась частично закрытой поздней покраской. На своде изображены распространенные в это время композиции: "Преображение" (северный лоток), "Воскресение" (восточный), "Вознесение" (южный), "Сошествие Св. Духа" (западный). Над окнами верхнего света были изображения церковных атрибутов, близкие по своей манере к живописи 1-й пол. 19 в. Между окнами написаны "Благовещение" (северная стена), "Рождество Христово" (южная) и святые. На западной стене — редко встречающиеся в 19 в. сцены, посвященные истории Спаса Нерукотворного. В восточной части алтаря - "Тайная вечеря".
Главный иконостас сборный. Его нижний ярус, выполненный в духе эклектики, относится ко 2-й пол. 19 в. Тогда же написаны иконы. Сквозная резьба царских врат из растительных завитков и картушей стилизована в духе барокко. Верхняя часть и ее иконы — сер. 20 в. Небольшой одноярусный иконостас в трапезной, дугообразно выступающий вперед, также принадлежит периоду эклектики. Над царскими вратами, фланкированными колонками, помещена икона "Тайная вечеря" в резном фигурном обрамлении и Распятие. Верхняя часть царских врат декорирована плотной резьбой-плетенкой. В храме сохранилась икона "Ефросинья Суздальская" 1-й пол. 18 в. и паникадило 2-й пол. 19 в.
Беляев, 1863, с. 169; ИАК, 1909, с. 225, 235; Холмогоровы, 1902, с. 111-112; Они же, 1912, с. 104; Кудряшов, 1975, с. 104-105. Казаринова, 1976, с. 73-77.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 105-108.