Всего в Смородине 130 243 объектов и 12 027 участников

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:
Путешествия по России

Турецкие бани Гёзлева

Рейтинг oбъекта: 0

Мнение посетителей

Памятник архитектуры

Республика Крым, Евпатория, Красноармейская улица, 22
Широта: 45.198092 (45° 11' 53.131" N)
Долгота: 33.376949 (33° 22' 37.016" E)
Полнота информации
100%
Добавил: Олег Николаев

Описание

(c) Соловьева Евгения

Какие здания упоминают обычно, когда хотят описать город и его культуру – храмы, дворцы, научные заведения, оборонительные сооружения. Однако же для мусульман в средние века имелся еще один критерий, важный настолько, что его удостаивали отдельного упоминания. Речь о знаменитых турецких банях города Гезлёв.

Баня, или «хамам» (в переводе с турецкого «жар», «греть»), у жителей Востока не просто место для купания. Это своеобразный клуб, в котором встречались с друзьями, обменивались новостями, решали за чашкой кофе различные вопросы; для мусульманских женщин баня - одно из немногих мест, куда они могли свободно пойти. Говоря о гезлёвских хамамах, турецкий путешественник Э.Челеби называет эти заведения «усладой души» и в своей «Сейхатнаме» пишет о них не простые слова, а «восхваления»: «Их здания, воздух и вода очень приятны, это радующие сердце светлые бани… Вся утварь там чистая, а все банщики расторопные и ловкие красавцы с печатью солнца на лицах, они прислуживают при пожелании и приказе».

На момент посещения Гезлёва (1666-1667 гг) автором он насчитал здесь пять бань (имеются в виду только общественные). Состоятельные люди строили хамамы и в своих усадьбах, но все равно вряд ли кто отказывался от услуг «расторопных и ловких красавцев».

Сейчас из упомянутых пяти турецких бань в Евпатории сохранились две. Первая располагается на Караимской улице за синагогой Егия-Капай. Она более древняя (построена в XV в и функционировала порядка пяти веков). Однако во время бомбардировок Евпатории в 1942 г. один из куполов бани полностью разрушило попадание снаряда; восстанавливать его не стали, а помещения использовали для жилья. В настоящее время этот памятник архитектуры находится на территории частного владения и недоступен для посещения.

Здание второго хамама построили несколько позже,в середине XVI в. Имя архитектора не сохранилось, но зато известно, что строительство осуществляли в основном рабы, которых в больших количествах привозили на невольничий рынок Гезлёва. Стиль постройки напоминает турецкую баню в Кафе (Феодосия), спроектированную главным архитектором Сулеймана Великолепного Ходжой Синаном. Весь комплекс включает в себя два идентичных сооружения — для женщин (вход слева) и для мужчин (соответственно справа).

В XVIII–XIX вв. над каждым из входов даже стояло по деревянной фигуре мужчины и женщины. Построена баня из бутового камня и местного известняка, скрепленных специальным раствором, называемым «хоросан» — эта разновидность штукатурки не подвержена воздействию влаги (благодаря чему хамам функционировал не одну сотню лет), ее использовали в древних водопроводах и водосборных емкостях еще в эпоху Византии и Рима. Внутри помещения бани покрывала мраморная плитка.

Как театр с вешалки, хамам начинается с «джамкона» (раздевалки); посетители оставляли здесь свою одежду, оборачивались простыней и надевали специальные деревянные сандалии "налык". Они нужны, чтобы не обжечь ноги, т.к. подогрев помещений хамама производится паром из топки, расположенной снизу под банными комнатами и бассейнами.

Небольшая арочная дверь ведет из джамкона в комнату отдыха – «согуклук». Здесь, где еще не очень жарко, можно посидеть на расположенных по периметру помещения лавках, постепенно привыкая к высокой температуре, и только после этого переходить в «харарет» — помещение, где температура достигает уже 50-55С. Для вентиляции помещений в куполах, накрывающих каждое из них, сделано несколько круглых отверстий. В харарет женского отделения стояла мраморная ванная.

В центре харарет находится главный элемент хамама — массажный стол "гей бек-таш" (в переводе — камень-пуп, или камень для живота). Это прямоугольный облицованный белым мрамором помост размерами 1,5х1,5х0,5 м, пустотелый и также подогреваемый изнутри паром. Посетитель ложился на него животом и полностью поручал свое тело способностям и талантам банщика. Эта процедура имеет мало общего с привычным нам массажем.

Вот, к примеру, как описывал ее П. Загребельный в своем романе «Роксолана»: «…Только растянулась на горячем мраморе Гьёйбек-таша, как на нее, не спрашивая, молча накинулась жилистая усатая бабища с шершавыми, как у кожемяки, руками, схватила голову Хуррем, стала безжалостно тереть лоб, виски, скулы, челюсти, потом принялась за шею, за руки, ноги, пальцы, груди, живот, бедра, била, лупцевала, растягивала, сжимала, выкручивала руки и ноги, играла на позвонках и на ребрах, как на цимбалах, упиралась коленями в спину, подпрыгивала, кряхтела, урчала, потом стала вытанцовывать на Хуррем, топтала ее ногами. Хуррем стонала, охала, вскрикивала и уже не знала, где боль, где удовольствие, где жизнь, где смерть. Вот что такое хамам!»

После массажа можно пройти в одну из моечных комнат или в небольшую парильню «сикалик» и завершить омовение в бассейне, примыкающем к северной стороне здания.

Всё вышеописанное являлось лишь частью «банного дня», который начинался обычно с раннего утра и вполне мог завершиться лишь затемно. Посетители вновь возвращались в комнату отдыха где, под плеск фонтана, дремали, пили кофе и обсуждали последние городские новости, а прекрасная половина имела возможность вдоволь посплетничать, освободившись от мужского надзора.

Напоследок стоит упомянуть о весьма специфическом городском сооружении, обеспечивавшем водой всю городскую «инфраструктуру». Называется оно «кяризы» — подземный канал, пробитый до водоводного слоя и соединенный с накопительным резервуаром (-ами). Вода внутри текла по трубам, изготовленным из обожженной глины и очень тщательно подогнанным и скрепленным известковым раствором. Конечные точки некоторых кяризов как раз и выходили к турецким баням, а один из главных городских резервуаров «Тагеим» находился в районе ул. Красноармейская и Банного переулка. Такая система водоснабжения характерна для средневековых городов Ближнего Востока и Средней Азии; в Крыму помимо Гезлёва кяризы имеются в Старом Крыму (Солхате), больше, по утверждению советского археолога Л.А. Моисеева, на европейской территории таких сооружений нет.

Турецкие бани Гезлёва признаны памятником архитектуры и градостроительства и занесены в Список памятников местного и национального значения, расположенных на территории АР Крым, и включены в Госреестр национального культурного наследия.

Они использовались по назначению вплоть до 1987 г., пока их не закрыли из-за аварийного состояния. Сейчас бани планируют восстановить в первозданном виде, чтобы посетители в прямом смысле смогли окунуться в атмосферу древнего Гезлёва.

Адрес турецких бань – ул. Красноармейская, 20/б

Объекты поблизости

Радиус: м.
Развернуть карту
Свернуть карту

Как добраться