Усадьба помещика Никиты Акинфивиевича Демидова, внука Никиты Демидовича Демидова.
Мнение посетителей
Описание
В начале XVIII века вице-канцлер П. П. Шафиров выстроил в селе Петровском деревянные хоромы с шестью светлицами и деревянную же церковь. Ныне существующая усадьба создана горнопромышленникомНикитой Демидовым в середине правления Екатерины II. В 1850-е у помещика В. Н. Жаркова её выкупил князь А. В. Мещерский. Его дочь Екатерина (1904-94) после Октябрьской революции занимала с матерью флигель, откуда была выселена. Жизнь в Петровском обстоятельно описана в её мемуарах:
Вся усадьба располагалась на возвышенности, отчего парк в двадцать семь десятин был всегда пронизан солнцем. Парк был разделен большой главной аллеей, украшенной статуями, вывезенными из Флоренции и Рима. <...> Синие майоликовые печи, увенчанные такими же синими майоликовыми вазами, украшали комнаты Петровского дворца. Одна из печей была такой величины, что в ней свободно могла поместиться танцующая пара. Вдоль всей печи тянулся длинный толстый вертел, на нем когда-то жарились подвешенные вниз головой туши диких кабанов и лосей. |
В советское время вилла Мещерских, первоначально отданная под больницу, пришла в полный упадок. По состоянию на 2012 год пребывает в руинах. Потомок последних владельцев, Владимир Мещерский, в 1990-е гг. занял пустующий флигель, пытался создать музейную экспозицию[3], издавал брошюры на оккультно-эзотерические темы.
Кирпичный двухэтажный главный дом (1776—80) имеет в плане форму восьмиугольника. Каждый из четырёх фасадов здания украшен дорическими колоннадами. На разделяющих их плоскостях имелись портики с двумяионическими колоннами и балконы. Дом венчал купол, под которым располагался центральный круглый зал. К началу XXI века от дома остались лишь наружные стены с фрагментами штукатурки и колонны. В некоторых местах видны следы реставрации.
Дом находится в центре квадратного парадного двора, в углах которого расположены четыре двухэтажных флигеля, обработанных рустом. Они сохранились гораздо лучше. С северной, восточной и южной сторон двор окружён парком, дошедшим до наших дней. С западной въезд во двор был оформлен двумя обелисками, также сохранившимися, однако лишившимися вершин.
К востоку, к Десне, сквозь парк вела аллея, украшенная мраморными и чугунными скульптурами. В конце главной аллеи на пригорке стояла огромной величины статуя Аполлона, как и все прочие отлитая на уральских заводах Демидовых. «Его стройный торс из черновато-зеленой меди очень красиво оттеняли белоснежные лилии, окружавшие клумбой пьедестал греческого бога», — вспоминает Екатерина Мещерская. В 1919 г. статуи отправились на переплавку.
На северной стороне, куда выходила парадная двухмаршевая лестница главного дома с чугунными львами и сфинксами, располагался главный въезд во двор. На этой же линии находились церковь Петра Митрополита (1785—86) с гробницей Никиты Демидова и отдельно стоящей колокольней, а также главная улица деревни Петровское. Перестроенное здание храма заброшено, ограждено забором и вообще находится в плачевном состоянии.