Успенский кафедральный собор, г. Смоленск
Мнение посетителей
Описание
Собор хранит множество уникальных предметов. Главные его святыни — Смоленская икона Богоматери «Одигитрия», сандалии Св. Меркурия, покровителя Смоленска, шитая пелена «Положение во гроб».
Когда-то на этом месте располагался древний Успенский храм, заложенный Владимиром Мономахом в 1101 году. На протяжении пяти столетий, вплоть до XVII века, собор сохранял свой первоначальный облик. Смутное время стало для него серьезным испытанием. В 1609 году польские войска под предводительством короля Сигизмунда III осадили город, сожгли посады вокруг него. Двадцать месяцев смоляне держали оборону, но в июне 1611 года город был взят. Во время штурма взорвали находящиеся в толще Соборной горы пороховые погреба (по другим данным, запасы пороха находились в самом соборе). Верхняя часть храма рухнула и погребла под собой укрывшихся в нем жителей. Захватив крепость, поляки соорудили над порушенным храмом деревянное перекрытие и устроили в нем костел.
После возвращения Смоленска Московскому государству собор решили не ремонтировать, а разобрать и построить новый. В 1676 году царь Алексей Михайлович в заботе о православных святынях на возвращенных территориях прислал Смоленскому архиепископу Симеону план строительства нового собора. На реализацию проекта было выделено 2000 рублей серебром и 399 пудов железа.
Для руководства работами из Москвы прислали зодчего Алексея Королькова. За полтора года стены возвели до круглых окон второго яруса, но из-за допущенных ошибок и просчетов возникла угроза обрушения, и в 1679 году строительство остановили. Возобновили их лишь в 1712-м. В 1728 году под руководством архитектора А.И. Шеделя здание довели до логического завершения: соорудили семь куполов, украсили фасады, стены и потолки. В 1730-1740-х годах над декором интерьера работали украинские мастера — С. Трусицкий и его помощники П. Дурницкий, Ф. Олицкий и А. Мастицкий. Они создали великолепный пятиярусный иконостас — настоящий шедевр барочного искусства, украсили его скульптурами ангелов и резными виноградными лозами, цветами подсолнечника, дуба и клена.
В 1740 году собор освятили. Однако через двадцать лет большой каменный купол провалился вместе с западными главами. Теперь собору нужна была реконструкция верхних сводов и капитальный ремонт. Сама Екатерина II прислала 11 900 рублей на восстановление. На деньги императрицы и многочисленные пожертвования провели масштабную реконструкцию.
Архитектор Петр Обухов убрал семиглавое завершение и увенчал собор традиционным пятиглавием, вместо большого каменного купола он установил деревянный. В 1772 году храм приобрел тот облик, в котором мы знаем его теперь. Он соединил в себе черты древнерусской архитектуры и украинского барокко. На его фасадах — обилие барочного декора, а интерьер — это наполненное светом и воздухом огромное пространство.
В XIX и XX веках собор пережил тяжелые времена. Он чудом уцелел во время Отечественной войны 1812 года. Взяв Смоленск, французы не только не разрушили храм, но и охраняли его. Исчез лишь шлем покровителя Смоленска Св. Меркурия. Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов собор тоже устоял, однако навсегда утратил свою главную святыню — Смоленскую чудотворную икону Божьей матери «Одигитрия». Точно не известно, как попала на Русь эта древняя икона. По преданию, ее привезла дочь византийского императора Константина IX Мономаха, которую выдали замуж за князя Всеволода Ярославича. У византийской царевны и русского князя родились сын Владимир и дочь Янка. После смерти родителей икона перешла Владимиру Мономаху. Именно он в начале XII века привез ее в Смоленск и поместил в новый собор. Тогда она и стала называться «Смоленской».
Образ был чудотворным. Одним из главных чудес стало избавление города от нашествия Батыя в 1239 году. По велению иконы праведный воин Меркурий отправился во вражеский стан и ценой своей жизни спас Смоленск. Меркурия причислили к лику святых и похоронили в соборной церкви. Он стал покровителем города. Его доспехи — шлем, копье и сандалии — хранились в храме как великая святыня.
В 1941 году на месте пропавшей иконы был установлен образ Богоматери «Одигитрия» (1602), привезенный Борисом Годуновым. Сейчас эта икона находится в правой части собора, к ней ведут две чугунные лестницы. В левой части размещена еще одна святыня — плащаница «Положение во гроб», вышитая в 1561 году в златошвейных мастерских Ефросиньи Старицкой. Эти мастерские славились своим искусством вышивания. Плащаница была даром княгини Успенскому собору от Московского кремля. В 1812 году французы захватили ее вместе с другими ценностями и попытались вывезти во Францию. Однако смоленские партизаны захватили наполеоновский обоз и вернули ценности.
Ежегодно тысячи путешественников и паломников посещают этот храм, один из самых почитаемых в России. Выдающийся памятник барочной архитектуры, он занимает одно из первых мест по красоте убранства в Европе.