Всего в Смородине 130 016 объектов и 12 026 участников

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:
Путешествия по России
7 марта 2018, 16:14 от Бывший_Сахалинец 1 0 1410

"Белоножка на Курилах", часть первая (из воспоминаний 40-летней давности)

Ностальгия по северАм. Часть девятая. "Белоножка на Курилах" (начало девятой части)

В конце перестроечных и начале перестрелочных девяностых прошлого века мой очень хороший друг задолжал мне пару-тройку "косых".
Зеленью.
Обычной, америкосовской, с портретом Бенджамина Франклина. Или кто у них там. Я их вечно путаю - Авраама Руссо с Авраамом Линкольном.
Сумма, по тем временам, очень даже не маленькая. Для примера, можно было легко оформить «халявный паспорт моряка» и «сгонять» в соседнюю Японию.
Где легко приобрести приличный фотоаппарат или не хилый бэушный джип и оторваться «на полную катушку» в самом большом японском пивном ресторане. На восемь тысяч посадочных мест.
А друг был порядочный, хотя и с лёгкой авантюристической жилкой.
Поэтому взамен денег предложил мне путешествие. По Курилам. На теплоходе. С самых южных до самых северных, с заходом в Японию. В составе франко-итальянской съёмочной экспедиции. В качестве эксперта... по подводной!!! съёмке.
Как говорится – предложение, от которого не отказываются. Даже сахалинцы.
К тому времени я уже был (как и большинство соотечественников) почти безработным. Оставалось только уговорить жену.
А в семье жены ко мне относились как в сказке, про мать и трёх сыновей. Помните такую? Я могу напомнить.
У матери было три сына - два нормальных, а третий... Журналист, турист, авантюрист и т.д.
И самое печальное, что виноват в этом я был сам. Вот «дёрнул чёрт» показать тестю снимки, как мы семьёй отдыхаем на богом и людьми проклятых островах. Летом, в самый разгар. В конце июля. Он самолично так и не удосужился побывать на них, хотя некоторые родственники их семьи неоднократно были и работали на Сахалине. Брат моей жены тоже перебрался на остров ещё в конце шестидесятых, женился, прожил на нём почти… тридцатник. Да и жена моя не по доброй воле уезжала от деспота-отца, с житницы Украины, от греха подальше, когда я ушёл в армию.
И карточка была самая обычная. На такие, в семейном альбоме, без комментариев, никто даже и внимание не обратит. И ничего "такого" на ней не было, к чему можно было бы придраться. Но надо знать моего тестя. В отличие от тёщи (добрейшая женщина и умница к тому же) он во всём умудрялся увидеть только чернуху. Ибо был ужасный пуританин до самой последней клеточки костного мозга.
И тут рассмотрел.
Обычное фото. Почти панорамное, чёрно-белое с видом на прекраснейший пейзаж с пика Чехова на Южно-Сахалинск. Высота над уровнем моря чутка больше километра. Обычный фирновый снежник в кулуаре, шириной в несколько десятков метров и длиной с полкилометра. На фоне снежника моя жена в мини купальнике и двухлетняя дочка, "в чём мать родила".
Всё. Туши свет бросай гранаты. Этого было достаточно, что бы к традиционным "развратник, лентяй, бездарь, турист и пройдоха" прицепилось ещё одно "садист". Тёща хотя и не комментировала снимок, но тоже поёжилась, как будто её в сорокаградусный мороз, выволокли на улицу в одном исподнем.

Двухлетний ребёнок, голенький, улыбается, стоя на снегу босыми ножками. Жаль, что на фотографии не возможно передать двадцатипятиградусную жару очень влажного сахалинского июльского лета в 1981-м.
В южно-украинской степи, откуда моя жена родом снег бывает. Зимой обычно. Отсюда такой климатический нигилизм и в голове моих новых родичей. Но впервые на лыжи она стала на Сахалине. Когда я в составе группы туристов готовился к покорению крайних сахалинских северных мысов Елизаветы и Марии. В те времена очень модно было к олимпиадам преподносить «рекордными достижения». А в канун очередного партЕйного съезда «не блеснуть достижениями» было вообще грех. А тем более зимой, по безлюдке, да ещё и в полной автономке. Километров под триста, со стартовым весом рюкзаков «почти полтинник»
Это без камусных лыж…
И одним из пунктов подготовки был стандартный ночлег в… иглу. Это такое временное жилище из снежных кирпичей, у северо-американских индейцев. Когда, не сколько лень тащить палатку, а скорее нужно испытать коллектив "на прочность". На выносливость и психологическую совместимость. И, попутно, радиальный лыжный выход на вершину горы Российская, которая расположена восточнее горы Большевик. Она раскинулась совсем рядом с городом. В шаговой доступности, как супермаркеты в перенаселённых районах белокаменной. В десятке минут спуска с вершины до автобусной остановки на площади Победы, «возле танка». Вот почти на самой вершине мы и заночевали. Меньше километра высоты по уровню моря. Был лёгкий морозец, градусов под восемнадцать, свеженький ветерок, метров под двадцать. В секунду. Традиционный чай со свежей чагой (это такая почти раковая опухоль на берёзах) и печка-буржуйка «а-ля Толик Шейкин» величиной с трёхлитровую банку.
На хозяйственном мыле!!! На обычном тринитротолуоле (динамите), конечно, она более эффективна, но, как говорится «за неимением»!!!
И от которой, в иглу можно было свободно париться, когда она разогревалась до красноты. В палатке такой дивайс, (говоря современным слэнгом), применять не рисковали. Не буду живописать леденящие кровь подробности самого ночлега. Это необходимо испытать на собственной шкуре. Часть которой, так и норовит примёрзнуть с полипропиленовому коврику и спальнику, а вторая часть обгореть. Вместе со штормовкой и матрёшкиными многослойными свитерами. Лично я спал в трико и майке, по совету бывалых, только переворачиваться с бока на бок нужно чаще. «Что бы шкуру не попортить». А это, доложу я вам, очень проблемно, когда на двух-трех квадратных метрах в иглу пытаются уснуть человек семь-восемь-десять...
Но это, как оказалось для нашей молодой семьи, были только цветочки. Ягодки начались на следующий день. Когда мы, с моей ненаглядной, спускались с вершины. На широких туристических лыжах, взятых в пункте проката. Хорошо, что хоть без камуса. Через молодой березняк по многометровому пухлому снегу. Со стороны это выглядело крайне комично. Три метра езды и со всего размаху в берёзку, в обнимку. Выбираясь из очередного провала по пояс и снова становясь на лыжи, до следующей спасительной русской красавицы. И самое печальное, что в этой ситуации ничем нельзя помочь человеку, впервые вставшему на лыжи. Тем более, когда и сам на лыжах «без году неделя». Я ведь тоже из южно-украинской степи родом. От моей хаты, до хаты возлюбленной напрямик, через поля и посадки около 70км …
За девять часов мы всё-таки преодолели этот спуск, но всё равно опоздали на последний автобус. И пришлось раскошеливаться на такси, на последние студенческие гроши. С тех пор жена с очень большим уважением относилась к моим зимним походам и никогда не помышляла о лыжных путешествиях. Даже во сне…
До очередной моей водной авантюры. Авантюры, в нормальном понимании, с точки зрения туристов-водников.

Мне нужно было для редакции снять областные соревнования по водному слалому. Речек и речушек на Сахалине больше шестидесяти тысяч, общей протяженностью больше ста тысяч километров. Но для байдарок, каяков и катамаранов нужна особая речка. Полноводная, с крутыми поворотами, перекатами, шиверами, водопадами, сливами и приличным уклоном... на коротком промежутке. С удобными подъездами и широкой поляной для бивака. Для такой трассы лучше всего подходит притока Лютоги - река Тиобут возле поселка Чистоводное. Возле ж.д. моста по старой японской дороге с Южно-Сахалинска до Холмска.
Метровый мокрый майский снег, который лежал на берегах, здорово меня вымотал. С кинокамерой и фотоаппаратами не очень легко выбрать оптимальную точку съёмки.
Там и наблюдала два дня все «баталии областных соревнований» моя ненаглядная, пока я носился в поисках очередного «шедевра». Ей очень понравилось компания весёлых путешественников. Рассказы про большие речки и сплавы, ночной гитары перебор, изыски туристической кухни и особенно погода. Она в те дни была как на заказ - море солнца и скупого майского тепла. Многие загорали, некоторые даже умудрились обгореть, так и не снимая утепленные резиновые сапоги и ватные штаны. Даже спать в палатке было тепло...
Под конец соревнований, когда судьи долго и нудно спорят, подводя итоги, состоялись свободные заплывы.

Или, как говорят водники – прохождение трассы. Уже было известно, кто победитель многоборья, кто в классе чемпион и даже кто на одиночке. Поэтому «на бис» чемпионы «показывали класс» для новичков, как правильно проходить дистанцию. Это только со стороны кажется, что всё так легко и просто. И когда эту феерию тонких виражей, разворотов, оверкилей наблюдаешь со стороны, кажется, что ничего нет проще. И даже не пугают новые узкопрофильные слова, типа «табань, кренись, налегай».
Поэтому, когда предложили пройти трассу и нашему, семейному экипажу, у жены не оставалось никаких сомнений, что нам это по плечу. Тем более, что муж инструктор, хоть и пешкодральник. Но опыт сплавов уже есть, да и начинать нужно когда-нибудь. Обычная байдарка-двойка, каски, жилеты, алюминиевые вёсла на поплавках, защитная юбка на случай оверкиля, короткий инструктаж…
Вам приходилось ходить на байдарке по чистой воде? Сплошной экстрим, если впервые. Особенно, если учесть, что центр тяжести выше уровня воды и любое неловкое движение, лишний наклон может привести к перевороту, то бишь, оверкилю. А теперь добавим перекаты, водопады, сливы, шиверы, подводные камни…
Мы прошли практически всю дистанцию «на ура», местами даже под аплодисменты. Для экипажа новичков это как первое восхождение на высокогорный пик. Поднимешься, глотнёшь полной грудью озон местный и всё. И заболел горами - «пускай он даже звёзды хватал с небес»
Оставался последний слив, шивера и следующий за ней вираж – крутой поворот под углом почти 135/55 градусов. Там где речка бьётся крутой волной в берег и продолжает свой стремительный бег...
В экипаже обычно отдает команды тот, кто сидит на корме. Это аксиома. Но это, когда команда уже «сработалась» и однозначно понимает все движения партнёров. Даже малейшие поползновения, даже поворот головы - всё «на воде» чувствуется стократно. Беда большая, если команда кормового, будет не расслышана или понята не правильно. Ещё большая беда, если от животного страха начинаются шараханья или непредсказуемые движения.
На быстрой воде перед крутым поворотом байдарку обычно наклоняют в сторону поворота. Что бы, входя под углом в вираж, оставался маленький запас, в расчете на центробежную силу. Как в мотогонках или на лыжах. Но одно дело теория и совсем другое, чувствовать всеми клетками, как лодка начинает переворачиваться. Это длится считанные доли секунды. За которые в мозгу прокручивается с бешенной скоростью вся жизненная кинолента…
Благо, что глубина в том месте не большая. Каски стучали по подводным камням, трудно было высвободить ноги, запутавшиеся в защитной юбке, хотелось вздохнуть. Байдарку в такой ситуации очень трудно снова поставить в надводное положение. А если в команде «чечако» - малореально, практически без всяких шансов. Новичок сделает всё наоборот.

Нас страховали «на живца».Это когда спасатели без всякой команды бросаются в воду, обвязанные за пояс спасательным фалом, ориентируясь только на своё чутьё. Вот Юра Ким и был таким спасительным «живцом» для моей супруги…

1982 год, 9 мая, Река Тиобут - областные соревнования туристов водников и... первый блин комом

…Костёр, сухая одежда, армейская кружка спирта. Для «что бы не простудится» и растереть всё тело… И для девушек и для парней, без разбора… Традиции, однако…
Потом будут попытки приобщить жену к миру подводного царства, акваланги, гидрокостюмы, ласты, маски и удивительные глубинные пейзажи в сине-зелёных тонах. Но больше мы никогда не возвращались к теме сплава по горным реках и лыжных походах...
Как позже скажет Сергей Федин - Люди делятся на тех, кто интересное для других делает интересным для себя и тех, кто интересное для себя делает интересным для других.
Нужно во время иногда останавливаться. Что бы попытаться прожить «до старости», не наделав приятных… глупостей. От жизни ведь тоже устают… иногда...

1984 год Первые подводные кадры

1986 год Первый трофей - я подарю тебе звезду - слово сдержал. И хотя не с неба, а с дна морского, но всё же...

1986 год 1 июня - день защиты детей - традиционное сахалинское теплое лето - А что Вы знаете про сахалинскую каторгу???

1987 год озеро Буссе - к************и, (банки крабовые - каменные отмели, где можно ловить крабов) устричные поля, чилимные (креветочные) плантации - всё о чем рассказывал Сергей Доля после поездки на Сахалин

1989 год - перед погружением в "теплые воды" Охотского моря

Продолжение см. https://smorodina.com/blogs/dewa43/belonozhka-na-k...