Всего в Смородине 130 989 объектов и 12 027 участников

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:
Путешествия по России
8 мая 2017, 16:11 от Sergey Vasiljev 4 1 3366

Путешествие к истоку Дона. Часть 2. Путь к истоку историческому

Как я писал в первой части своего повествования о путешествии к истоку Дона, великая русская река, берущая своё начало в Детском парке Новомосковска, покидает его маленьким ручейком через трубу под улицей Куйбышева. Мне же пришлось пересекать проезжую часть поверху.

После улицы Куйбышева, ограничивающей Детский парк с севера, Дон течёт по оврагу, заросшему крапивой и лопухами, а вблизи русла на левом берегу растут дубы.

На высоком правом берегу господствуют берёзы, среди которых я и присел перекусить запасёнными ещё из дома бутербродами и купленным уже в Новомосковске соком.

Метров через 200 долина Дона становится пологой с обеих сторон, а само русло заросло болотными травами.

После трубы, «запечатлённой» на предыдущем фото, проход вдоль русла Дона по правому берегу оказался перегорожен высоким забором. Не желая перебираться на левый берег, я поднялся чуть выше по склону и прошёл часть пути по переулочкам частного сектора.

Здесь я встретил двух лохматых козочек.

И четырёх козлов, пожаловавших к ним с соседней улицы и поглядывавших на меня как на конкурента…

Пройдя по улицам Артёма и Вильямса до улицы Олега Кошевого, я спустился по ней до улицы Тимирязева, а затем по незастроенному участку до улицы Урванка. Некогда здесь была деревня Урванка, которая давно уже превратилась в одну из улиц Новомосковска. Пройдя по ней метров 150 влево, я оказался на дамбе, подпруживающей Дон. Здесь для спуска воды установлены бетонные кольца, по которым вода, падая вниз, через трубу попадает на другую сторону дамбы.

На противоположном не очень пологом склоне дамбы мирно паслась небольшая отара овец.

Вернувшись по той же улице назад и продолжив движение вниз по течению Дона, я вскоре оказался на берегу Урванского водоёма, образовавшегося в результате перекрытия реки очередной плотиной.

На берегу водоёма расположен городской Урванский пляж, который в момент моего «посещения» готовили к очередному летнему сезону.

Киоск по продаже мороженого и сладостей стоял с наглухо закрытыми ставнями.

Пляж и водоём являются местом проведения городских праздников с водными аттракционами и соревнований по судомоделизму.

Тем печальнее было смотреть на его убогое состояние – песок порос травой, весь пляж изрезан глубокими промоинами.

Погодные условия не располагали к погружению в воду, поэтому я покинул пляж и отправился дальше по улице Урванской, идущей вдоль русла Дона. Само русло, «отгороженное» от улицы тепломагистралью, прослеживалось вдали по полосе болотной растительности и редким гладям открытой воды…

На краю бывшей деревни Урванка мне встретилась братская могила воинов 10-й армии, павших при освобождении тогда ещё Сталиногорска (Новомосковском город стал только в 1961 году).

За последними домами бывшей деревни я попал в Урванский лес. После нескольких дождливых дней дороги в лесу раскисли, и я испытал всю «прелесть» передвижения по мокрому чернозёму.

Преодолев распутицу Урванского леса, я по продолжению улицы Парковой, идущей к массиву садовых товариществ, перешёл по мосту на левый берег Дона, и двинулся дальше по дороге, идущей через ближайшее к реке садоводство.

Дойдя до конца этой дороги, упирающейся в крайний садовый участок, я продрался через густые заросли кустарника и продолжил свой путь по железнодорожному полотну. Судя по ржавой поверхности рельсов, поезда по этой ветке давно уже не ходят, но в голове всё равно «зазвучал» голос Муслима Магомаева: "Опять от меня сбежала последняя электричка"…

Пройдя около километра «по шпалам», я пришёл к месту, которое издревле считалось истоком Дона и Шата, – к Иван-озеру, которое теперь отделено от Дона железнодорожной насыпью. Воды Иван-озера, ставшего теперь одним из заливов Шатского водохранилища, плещутся к северу от насыпи.

Дон же остался южнее железной дороги, и в этом месте скрывается в широкой низине, заросшей болотными травами.

Свернув к Иван-озеру, я устроил на его берегу небольшой привал, чтобы отдохнуть после утомительного маршрута и приготовить незамысловатый обед.

Во время отдыха я обратил внимание на какой-то непонятный плеск воды, который поначалу отнёс на счёт чаек, круживших над озером и периодически «пикировавших» на его поверхность. Ошибочность этого мнения обнаружилась после того, как я увидел на берегу мальчишек с лыжными палками и пакетами с рыбой. Подойдя к кромке воды, я всё понял – шёл нерест карася, который мелкими стайками шебуршился на мелководье, откладывая икру в камышах.

Позаимствовав у пацанов лыжную палку, я тоже испытал свою меткость и ловкость, и мне удалось подбить пару карасей, которых я после фотографирования отдал ребятам.

Побывав на берегу легендарного Иван-озера, я бы хотел высказать своё отношение к вопросу об истоке великой русской реки Дон, сформировавшееся на основе увиденного своими глазами и тщательного изучения многочисленных публикаций в интернете.

Испокон веков считалось, что Дон берёт своё начало из Иван-озера. Об этом свидетельствует не только легенда о двух братьях, убежавших из отчего дома. Научные труды и заметки путешественников до начала XVIIIвека тоже указывали на Иван-озеро как на исток Дона.

Но в конце XIX века гидротехническим отделом под руководством проф. Ф.Г. Заброжека было установлено, что Иван-озеро в межень своими водами Дона не питает, вешние его воды текут в р. Шат и лишь избыток их иногда направляется в долину Дона. Только от впадения первого притока реки Урванки в Дону устанавливается заметное течение. Поэтому было предложено считать Урванку не притоком Дона, а его верхней частью и исток Урванки считать истоком самого Дона.

Прекращение питания Дона из Иван-озера произошло в Петровскую эпоху, когда государь-реформатор решил построить здесь канал, соединяющий бассейны Волги и Дона судоходным путем. Желая увеличить приток воды в озеро, строители пробурили скважину в его дне. Но скважина пробила водоупорный слой, и вместо притока воды начался её уход в нижележащий песчаный горизонт. Уровень Иван-озера сильно понизился, и водоток в сторону Дона прекратился. В общем, принцип "хотели как лучше, а получилось как всегда" действовал на Руси издревле…

В 1930 году началось строительство крупного химического комбината, положившее начало современному Новомосковску. В это время Иван-озеро окончательно утрачивает связь с Доном – по его южной окраине строится железная дорога с глухой насыпью. А вскоре оно и вовсе прекращает своё существование – в 1932 г. Иван-озеро поглотили воды построенного Шатского водохранилища.

Таким образом, первый приток Дона река Урванка физически стала продолжением великой русской реки, её верхней частью. Образована река Урванка слиянием двух ручьев. Левый по течению раньше начинался из ключа у железнодорожной насыпи поселка Молодежный. В интернете встречается мнение, что именно там находится "истинное" начало Дона. Но теперь в этом ручье вода бывает только после обильных дождей и интенсивного снеготаяния. Поэтому за исток Дона его принять нельзя. Да и по протяжённости он значительно уступает правому ручью.

Правый ручей, берущий начало в Детском парке в самом центре Новомосковска, имеет постоянное и довольно стремительное течение. Ни до места слияния обоих ручьев, ни после ширина и расход воды в нём не меняются. Поэтому его и следует принимать за начало Дона.

Долгие годы исток Дона не был обустроен, и только в октябре 1989 г. начались работы по возведению архитектурного комплекса «Исток Дона» в Детском парке. Открытие природно-архитектурного комплекса «Исток Дона» состоялось 8 сентября 2000 года к 70-летию Новомосковска.

Центром этого комплекса стала скульптура "Дон и Шат", которая первоначально находилась в глубине Детского парка, где на нее мало кто обращал внимания. В ходе реконструкции памятник перенесли и установили со стороны улицы Комсомольская.

Сам исток обозначили крупной глыбой с надписью «Исток р. Дон».

Некоторые недоброжелатели и злопыхатели ехидно пишут в своих блогах, что исток Дона якобы не настоящий, что под камнем зарыта труба, из которой течёт ржавая водопроводная вода.

Но, пройдя 300-400 м от Истока Дона до первой дамбы с пушками, легко убедиться, что поток воды становится значительно больше, чем вытекает из-под камня. Это значит, что на этом участке в русле существуют дополнительные ключи, питающие Дон. И даже если самый верхний ключ, обозначенный камнем, пересох из-за нарушений гидрологической обстановки в результате строительства в соседних кварталах, то остальные ключи продолжают питать Великую русскую реку.

Отдохнув на берегу исторического истока Дона, я продолжил своё путешествие прогулкой по Новомосковску, о чём читайте в следующей заметке...