Большая и Малая кенасы Чуфут-Кале
Мнение посетителей
Описание
(c) Деримова Алена
С давних времен смотрят с высоты Чуфут-Кале две караимских кенасы – символы древней крепости и духовной общности караимов.
Каменные здания под двускатными черепичными крышами, где дважды в день с восходом и заходом солнца в течение нескольких веков совершались богослужения, словно задуманы одним зодчим. На самом деле их разделяют столетия.
Традиционная датировка строительства Большой кенасы (ее еще называют Соборной) XIV-м веком, возникла после публикации известного крымского исследователя А.Л. Бертье-Делагарда в 1920 г. В которой он, рассуждая логически, пришел к выводу, что здание не могло появиться ранее создания на Чуфут-Кале постоянного поселения караев (этническое самоназвание караимов). Современные ученые А. Герцен и Ю. Могаричев усматривают в этом здании характерные черты архитектуры XVII в. Однако по воспоминаниям гахама Исаака бен Шеломо (1751-1826), одного из тех, кто добился от Екатерины II признания самостоятельности нации, и всю жизнь прожившего в Кале, в 1613 г. Соборная кенаса была реконструирована. Но насколько раньше появилось это сооружение пока остается тайной.
Малая (или Мангупская) по одной из версий появилась в период между 1795 и 1800 гг. После того, как в Чуфут-Кале в 1793 г. перебрались караимы из разрушенного разбойничьими ордами Мангупа и одного здания на всех уже не хватало. По другой, Малую кенасу построили еще до прихода в Крым татар (т.е до XVIII в.), а мангупские переселенцы в 1796 г. ее восстановили. Такого же мнения придерживался известный карайский богослов и газзан Товия Леви-Бобович (1879 – 1956). В своей книге «Три странички» (1926) он писал, что караимы Мангупа разобрали свою кенасу и перенесли ее алтарь и камни в Чуфут-Кале, восстановив там древнюю кенасу. И опять, точную датировку постройки исследователи так пока и не назвали.
Читать дальше http://smorodina.com/blogs/alenatv5/kenasy-chuf...