Всего в Смородине 130 212 объектов и 12 027 участников

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:
Путешествия по России
20 августа 2018, 20:05 от Алексей Евстигнеев 2 1 1124

Киржач, лето 2018

Недавно ездили в Киржач. Хочется путешествовать. Что это значит? Хочется приехать в новый город, пройтись по его улицам, зайти в кафе, в магазины, посетить музеи, парки, театры и дома культуры, если повезёт и хватит времени, сфотографировать исторические и культурные достопримечательности. Для этого не обязательно ехать в Ниццу или Баден-Баден. Есть люди, для которых путешествие - это обязательно поездка за границу, или на один из полюсов, или в своей стране в какую-нибудь дальнюю даль, типа из Москвы на Камчатку. Я и моя спутница рады любым путешествиям, если они более или менее комфортны. Экстим не для нас. Экстрим-путешествия мы изредка смотрим по ТВ.

Если жить в Москве, то можно по ней и путешествовать, и культурного материала хватит на всю жизнь. Но эти путешествия справедливее буде назвать прогулками. В понятие «путешествие» мы всё же вкладываем смысл смены географической точки на карте. Итак. Исходные данные: хочется путешествовать, но денег нет, точнее они есть в очень ограниченном количестве. Тогда вы садитесь электричку или автобус, и едете час-два до ближайшего города, который выбрали на карте. Вы садитесь? Нет-нет, это я со своей спутницей сажусь в микроавтобус, в «маршрутку» на автовокзале у метро Щёлковская рано утром и еду в Киржач. Название у города Красивое. Ехать недалеко. Интернет обещает, что доедем за два часа. Доехали за полтора.

Город Киржач расположен в центре Владимирской области на берегу реки Киржач. Население - 27 тысяч человек.

Выходим. Рядом небольшой рынок и несколько магазинов. Начался дождь. Достаём зонтики. Неужели сегодня дождь испортит нам прогулку по незнакомому городу? Прячемся от дождя в маленькой гамбургерной. Заодно завтракаем: гамбургеры, кофе.

Смотрю по навигатору, где мы находимся и куда нам идти или ехать. Оказывается, если пройти шагов пятьдесят и повернуть направо, то мы окажемся на улице, которая ведёт к центру города и к его достопримечательностям. Дождь затихает, еле капает. Выходим на улицу, идём под зонтиками. Настроение не радостное. Под дождём не пофотографируешь, да и увидишь меньше. Слева видим автовокзал и железнодорожную станцию. На приходят поезда кольцевой дороги. Радиальной прямой железной дороги от Москвы до Киржача нет. А мы поворачиваем направо.

Идём по тротуару мимо деревянных домов. Тротуар – это тропинка, отделённая деревьями от улицы, по которой едут автомобили. Дождь незаметно заканчивается. Убираю зонт. Достаю фотоаппарат, но на всякий случай держу его за пазухой, с деревьев ещё капает. Но вот и моя спутница Лена убирает зонт. Хочется, чтобы такая пода без дождя продержалась часа два-три. Нам хватит.

Тропинка выводит на место, которое называется Селиванова гора. Эта гора – из центра города гора, а шагая от станции мы и не заметили, что это гора. Эта самая гора и есть первая достопримечательность города, о которой мы читали в отзывах в интернете.

Вторая достопримечательность – храм на этой горе. Никольская церковь.

Храм построен на деньги московского купца Тита Петрова. Красивое имя – Тит. Помните: «Тит, пошли горох молотить!» В средневековых европейских церквях среди фресок со сценами из святого писания обязательно можно найти фреску с изображением человека, на чьи средства построена церковь. Как-то в Болгарии в церкви 10-го века я рассматривал остатки сохранившихся фресок. Одно изображение сохранилось полностью. Изображение почти в полный рост. - Это даритэл, - сказала мне сотрудница музея. Я подумал, что Даритэл, это такое красивое болгарское имя, и принадлежит оно какому-нибудь местному святому. Но девушка объяснила, что этот человек дал деньги на церковь. То есть, это был обыкновенный даритель. Обыкновенный? А вот и нет. Церкви тысяча лет. Она как новенькая. Красавица. Пережила 700 лет турецкого присутствия, когда разрешалось строить только церкви-полуподвалы, и естественно умение строить красивые храмы было утеряно. И кто теперь у нас получается этот неизвестный «даритэл»? Да он настоящий умница и молодец. И московский Тит наш Петров молодец. «Даритэл» это вам не «братэл», и тем уж тем более не «тыритэл».

Церковь построена аж в 1653 году на вершине Селивановой горы. Она была деревянной. Была видна из любой точки города. Видна и сейчас. Только теперь это каменный храм с высокой колокольней. В богоборческие времена внутреннее убранство было уничтожено, разрушен купол. В здании размещались механические мастерские. Вы помните, как в школе, чтобы показать варварство наполеоновских французов, нам говорили, что они делали из наших церквей конюшни? В изучении более близких исторических событий разговоров о варварстве уже не было. Любая война, что межгосударственная, что межнациональная, что религиозная, что «гражданская» - всегда варварство. В двухтысячные годы в церкви началась реставрация, которая продолжается до сих пор. В храме установлены три престола: вНиколая Чудотворца, Покрова пресвятой Богородицы и Преподобного Сергия Радонежского. Осматриваем церковь. Фотографируем. Отходим немного, чтобы на фото и видео церковь можно было увидеть с колокольней.

- Расскажи об этой церкви, а я тебя на видео сниму, - предлагает Лена.

- Сейчас.

Я подглядываю кое-какие сведения в ридере и киваю, что, мол, готов. Лена включает камеру и даёт анонс, мол, сейчас известный экскурсовод известной тур-фирмы расскажет нам о месте, где мы находимся. Такие ролевые игры. Улыбаюсь. Я немного сбит с толку. Мне затея нравится, но сведения с большой скоростью покидают мою голову. Надо говорить. Сказал. Вроде связно. Ну и ладно.

Идём дальше. Река. Это Киржач. Мы не идём по мосту, а спускаемся к реке и какое-то время идём вдоль неё. Фотографируем церковь сквозь листву деревьев. Теперь видим, что церковь действительно на горе. Упс, родник! Смачиваю безусловно святой водой лицо. Возвращаемся к мосту и идём дальше. Какое-то время топаем по тротуару вдоль дороги. Тропинка превратилась в настоящий тротуар.

Ага, вот и центральная часть города. Идём по улице Гагарина. Дом Культуры в классическом стиле, дома 19-го, начала двадцатого века. На другой стороне улицы неизменные для старого русского города торговые ряды. Посмотрим на обратном пути. Яркий музей Наличников. В городе есть ещё один такой. Интересно, это одна и та же контора, или они конкурируют? Идём дальше. Краеведческий музей закрыт. Дошли до городского парка. Отдохнули на лавочке. Затем прошли немного дальше.

Возвращаемся. На стене одного из домов Гагарин во всю стену. Такие графити – украшение города. Городская центральная площадь. Стая голубей. Бюст Ленина в центре. Лавочки. Двухэтажные административные здания. Осматриваем площадь. Заходим в один из магазинов. Там видим рекламу кафе-мороженого. А я забыл сказать, что денёк-то распогодился, и солнце уже который час согревало нас по-летнему. Кафешка «33 пингвина» размещается на третьем этаже. А когда входили в магазин, дом казался двухэтажным. Фокусы архитектуры. Магазин, точнее, торговый центр называется «Труд». Это на случай, вдруг кто-то тоже захочет съесть мороженое не на улице, а за столиком кафе.

Выходим. Пересекаем площадь. Вот и торговые ряды. Это архитектурное сооружение построено в 19-м веке. Было построено два отдельно стоящих каменных ряда. Именно так они раньше назывались – каменные ряды. Наверное, потому, что где-то были ещё и деревянные. Или на этом месте, возможно, раньше были деревянные. И вдруг – каменные! Круто для тех времён.

Идём в монастырь. Не на совсем, конечно. Тем более, меня не возьмут, он женский. Свято-Благовещенский православный женский монастырь. Его история начинается в 1358 году. Я заметил, что история монастырей очень часто старше, чем история городов, в которых они находятся. Монахи начинают на пустом месте, делают из куска природы культурный объект и жильё человеческое, пусть только для людей, посвятивших себя богу. И затем подтягивается народишко. Всякий, разный.

Как известно, Сергий Радонежский основал несколько монастырей. По летописям Троице-Сергиевой лавры основал преподобный Сергий и этот монастырь. Его спутником был монах Симон из Махришского монастыря. Путникам понравилось место на крутом берегу реки Киржач. Через некоторое время ученики Сергия начали строить здесь церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Монастырь действующий. Сёстры активно помогают пациентам районной больницы, одиноким старикам и матерям-одиночкам. Ну и помоги им бог. Прогуливаемся по территории монастыря. Заходим в церковь. Отдыхаем на берегу Киржача, и снова в путь.

Стоя у торговых рядов решаем, что будем смотреть озеро Крутое или памятник Зайчихе? Озеро в одну сторону, Зайчиха – в другую. Поскольку мы пешеходим, а не ездим на машине, и лет нам не по «шишнадцать», то приходится дозировать свою любознательность. На общем голосовании победило озеро двумя голосами против «ни одного». Подчиняемся большинству и идём на озеро. По пути находим музей меди и латуни. Закрыт. На двери телефоны, по которым можно заранее заказать экскурсию, а вот так просто, за здоров живёшь не получится. Рядом музей наличников. Я уже про наличники упоминал. Так вот это второй музей в городе. Что из этого следует? Город славится своими резными наличниками и снабжает ими всю округу. Фотографируемся и идём дальше.

Рядом ресторан «Карамель». Кстати, уже хочется есть. Заходим. Внутри очень цивильно. Обслуживающий персонал – молодёжь. Решили посмотреть меню. Оказалось, можно взять бизнес-ланч за 250 рублей. По времени успеваем. Решение пообедать окрепло и приняло реальные очертания. Салатик, первое, второе. В комфортных условиях. Выходим весьма довольные жизнью. И где там то ваше озеро.

Приходи к озеру. Озеро как озеро. Красивое, конечно. Сюда надо прийти отдельно с удочкой, или с книжкой, или с блокнотом и писать стихи. Не заметили утку с выводком маленьких утят. Они выплыли прямо у нас из-под ног и направили свой мини-караван в другое место, метрах в двадцати от нас. Не будем вам мешать, уважаемые водоплавающие. Идём обратно. На автобусной остановке у торговых рядов садимся в местный рейсовый автобус и доезжаем до остановки маршруток. Стоят две. Одна до Москвы, другая до Черноголовки. Занимаем места. Скоро поедем? Да через полчаса. Ничего, посидим. Находились уже, устали. Будь здоров, Киржач. А мы в Москву.