Всего в Смородине 130 987 объектов и 12 027 участников

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:
Путешествия по России
7 ноября 2016, 15:29 от Алексей Евстигнеев 2 1 1997

Зарайск, ноябрь

Семь сорок. Автобус отъезжает от остановки в Котельниках. Едем по Новорязанскому шоссе.

Сначала приехали в Выхино, но там закрыли автостанцию больше года назад, а информация в интернете всё висит, и никто её не убирает. Быстро в метро, быстро в Котельники, и всё же успели на семь сорок. Следующий автобус до Зарайска в девять. Нашли свободные места в хвосте салона в левом ряду, то есть за водителем, поэтому смотрим в основном в левое окно.

Девять двадцать. Дремал. Очнулся, вдоль дороги сплошь сосновые и еловые леса. Ещё немного подремал. Посмотрел карту «Гугл», мы объехали стороной Коломну, въезжаем в Луховицы, и здесь будем поворачивать на Озёры и Зарайск. Так и есть, в Луховицах возле памятника огурцу свернули вправо. Едем по улице Пушкина. Если бы не пробка на въезде и памятник огурцу, так и не заметил бы, как проехали Луховицы.

Проехали деревянную синюю церковь в окружении кладбища. Едем дальше.

Приехали. Автобусная станция в здании старинного гостиного двора.

Внутри гостиного двора, мы заглянули на пару минут, рынок, который по причине буднего дня и отсутствия посетителей не работает. Хотели перекусить и зашли в кафетерий в этом же здании. Там один столик на четверых. За нами бросилась толстенная цыганка. Вошла и громко попросила у буфетчицы чаю. Мы только рассматривали явства, те, что может предложить кафетерий. От желания позавтракать отказались. Уж больно явно преследовала нас цыганка, на рынке за нами кружила, и в кафетерий сразу за нами вошла.

Говорю Лене:

- Мы, пожалуй, есть будем не здесь.

Выходим.

Через пару секунд в дверях кафетерия показывается цыганка и кричит-сообщает очевидно своим спутникам, невидимым глазу, но где-то присутствующим:

- Э-эй! Я чай пью. Балэ-малэ, калэ-талэ-валэ.

За последнее предложение я не уверен, так примерно речь на слух воспринимается.

Фотографируем бюст Пожарскому невдалеке и идём, наконец, к кремлю. Я забыл сказать, что он рядом с гостиным двором. Вы приезжаете, выходите из автобуса и вот он, кремль перед вами.

Кремль впечатляет. Небольшая, но полностью сохранившаяся военная крепость начала 16-го века. Единственная сохранившаяся средневековая крепость в Подмосковье и одна из трёх во всей России. Есть монастыри в Сергиевом посаде, Переславле, постройки вроде бы похожие, но в Зарайске не монастырь, а именно военная крепость. Оплот, твердыня. Зарайский кремль несколько раз выдерживал нападение крымских кочевников. В 17-м веке крепость пала под ударом войска Речи Посполитой. Польский полковник Лисовский велел захоронить погибших защитников крепости в братской могиле и насыпать над ними холм, курган. Этот курган сохранился до сих пор. После освобождения города воеводой здесь стал Дмитрий Пожарский. Под его руководством Зарайск, один из немногих окрестных городов, выступил против сторонников Лжедмитрия Второго.

Славная бурная история славного города, ныне небольшого уютного провинциального городка под красивым названием Зарайск. Осматриваем кремль изнутри. Посещаем музей. Там как раз детская группа на экскурсии. Самое время, каникулы. Выходим на улицу. Обходим кремль снаружи, фотографируем.

Вдалеке видна река Осётр. Неожиданно видим настоящий водопад. Там на реке или плотина, или естественный порог, и вода мощно и грациозно падает с высоты примерно в полтора или два метра.

После посещения кремля поели наконец. Это был уже не завтрак, а обед. Время – половина первого, полдень. Кафе недалеко от кремля. Внутри чисто, светло. Восемь удобных столиков, и всего один посетитель, парень в спортивном костюме «привет 90-е годы». На стене телевизор транслирует молодёжную музыкальную программу. Половина места в кафе свободно от столиков, значит по вечерам здесь танцы. Делаем заказ. На первое две солянки, на второе я - отбивную с картошкой, Лена - блинчики с творогом, хлеб, на десерт пончики, чай. Посчитали – 905 рублей. С чаевыми как раз получилось удобно расплатиться. Цены почти как в московском сетевом «Му-му», не дороже.

Ходили по городу, смотрели на дома. Настоящий небольшой русский провинциальный город. Дошли до Дома Культуры имени Леонова. Леонов – это местный уроженец, фронтовик, морской пехотинец, а в последствии – писатель. Мы видели о нём информацию в музее. Всё же уважали раньше писателей. Не так их много было на душу населения, как сейчас. К Дому Культуры ведёт аллея из мемориальных досок зарайцев, героев Советского Союза и кавалеров ордена Славы.

Ещё раз повторю: славный город и живёт в нём много хороших, красивых людей. С годами глаза видят хуже, а когда иду без очков, так всё вокруг вообще с нечёткими очертаниями, как на картинах импрессионистов, но как у Экзюпери «главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце». Это я к тому, что в моём понимании красота не в идеальности линий лица фигуры, не в модности одежды. Если задену кого, ворочаясь в своём тексте, как слон в посудной лавке, то не желая нанести обиду.

В центре города находится водонапорная башня. Когда гуляли, мы видели её то слева, то справа, то снова слева, то снова справа. Город небольшой, я же говорил. Причём небольшой как в ширину, так и в высоту. В основном – двухэтажные дома, изредка – трёхэтажные. Так что водонапорная башня – это вполне высокая постройка.

Посетили музей скульптора Голубкиной. Большинство россиян знакомо с её работой по репродукциям в журналах и по теле-зарисовкам портретной скульптуры Льва Толстого. Те, кто посещал Третьяковскую Галерею, видели скульптурный портрет воочию. На какие-то гладкие скульптурные работы вы можете не обратить внимания, так, скользнули взглядом и всё. Со Львом Толстым авторства Голубкиной такое не прокатит. Вы обязательно его внимательно осмотрите, и он обязательно останется у вас в памяти навсегда. Вы, возможно, через какое-то время не вспомните автора портрета, и можете забыть, в каком из музеев вы его видели, но то, что вы его видели, и то, что вы его «знаете», в этом вы будете уверены. Действительно, впечатляющая работа. Кстати, потрет Толстого – последняя работа Анны Семёновны Голубкиной.

Я для себя нашёл в музее сюжет, которого хватит не на рассказ, а минимум на повесть, да и на роман вполне. Это история взаимоотношений мамы и отца скульпторши, ну и по касательной, становление «на крыло» её самой. Об истории взаимоотношений родителей мало что известно, нужно искать, но вот что «цепляет»: отец – городской огородник, из недавно освободившихся крепостных крестьян, мать из рода богатых таганрогских купцов. И главное, один из пояснительных текстов на стене музея гласит: «Неизвестно, что побудило вступить в брак небогатого огородника и состоятельную купеческую дочь». Слово «любовь», я так понимаю, составителями этого текста не рассматривалось, по причине его, на их взгляд, смехотворности. Это самое сильное впечатление от посещения музея.

Когда мы вошли в музей, в комнате соседней с прихожей только начали обедать пять или шесть женщин разного возраста, и ни одна не потрудилась встать, и встретить посетителей.

- У нас здесь обеденного перерыва нет, поэтому вот так, когда есть свободное время, - объяснила одна из женщин из-за стола.

Выяснив, что мы хотим осмотреть музейную экспозицию, нам выдали билеты, и одна из женщин, не переставая жевать, со вздохом отправилась с нами. Посмотрев небольшую выставку скульптур на первом этаже, мы собрались подниматься на второй этаж. Когда смотрели скульптуры, было такое чувство, что мы нагло отнимаем возможность нормально пообедать у хорошего человека, и что нам хорошо бы не рассматривать скульптуры, которых не так много, а обвести комнату взглядом и быстро покинуть помещение рассыпаясь в благодарности.

- Кто пойдёт на второй? – спросила женщина у своих коллег, потому что явно очень хотела кушать.

Вызвалась бойкая темноволосая доброжелательная женщина, которая показала и рассказала, что могла, о небольшой экспозиции быта семьи, в которой выросла художница. Когда мы, два «залётных» посетителя, покидали музей, довольно большой коллектив этого маленького музея увлечённо продолжал обедать.

Мы решили перед отъездом подойти ближе к плотине на реке Осётр, прогуляться вдоль берега. Пришли к реке. Постояли у плотины. Полюбовались никогда не надоедающим видом падающей воды.

Автобусом в 16:00 выехали в Москву.