Всего в Смородине 130 320 объектов и 12 027 участников

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:
Путешествия по России
7 марта 2018, 19:41 от Бывший_Сахалинец 1 0 1125

"Белоножка на Курилах", часть четвертая (из воспоминаний 25-летней давности)

Продолжение, начало см. здесь: https://smorodina.com/blogs/dewa43/belonozhka-na-k...

И так - остров Янкича или острова Ушишир на севере Центральных Курил.

Слово Андрею Клитину, почти собрату по островному туризму. Начинали практически вместе, просто он немного моложе. Ученому, путешественнику, великолепному рассказчику, кандидату биологических наук. На счету которого, не только почти обогнутый весь Сахалин по береговой линии в… одиночку, пешком. Но и Курильские острова и многочисленные походы и Курильские экспедиции, в том числе, подводные. И очень серьёзные путешествия по перуанским Андам в южной Америке, диких парках Танзании, высокогорному Непалу. И, конечно же, многочисленные статьи и книги.
Одна из них «Вновь открывая Сахалин: c рюкзаком по Сахалину и Курильским островам» - великолепно иллюстрированное и увлекательное чтиво. Вот как он описывает остров Янкича. У меня не хватит, наверное, таланта…
«Мелководный вход в затопленную кальдеру лежит в ста метрах левее скалы (илл. 21). Внутри острова, лазурную гладь бухты, зеленым амфитеатром окружают крутые стены кальдеры, которые разомкнуты только в его южной части (илл. 22, 23). Через эту брешь море ежедневно наведывается в Кратерную. Но благодаря постоянному поступлению в бухту сильно минерализованных вод горячих источников, ее состав отличается от окружающих остров, морских вод. Феномен бухты Кратерной обусловлен постоянным поступлением органического вещества, которое образуется благодаря работе хемосинтезирующих бактерий. Образованные ими бактериальные пленки (или маты) захватывают и окисляют сероводород, углекислоту, аммиак и множество других ядовитых соединений, поступающих в морскую воду из недр вулкана. Благодаря этому биомасса донных морских организмов вокруг подводных горячих источников на порядок выше, чем вдали от них. По сути, бухта Кратерная – это своеобразная естественная биогеохимическая модель, позволяющая пролить свет на многие фундаментальные вопросы морской биологии, в частности на красные приливы, самоочищение океана от вредных примесей и изменения, происходящие в связи с этим в геномах морских организмов».
Вот так. Коротко и почти всем понятно, про многие фундаментальные вопросы о геномах морских организмов. Ну, это почти, как объяснять моему коту, с кончиками белых лап, про синхронизацию мануальной коробки передач в КАМазе. Шучу, конечно. Ну, а как же без шутки и профильного образования?
То, что нам предстояло увидеть уже давно написано, я только привнесу новую цитату, теперь уже из Интернета. Для краткости и с некоторыми послесловиями:
«Южный остров Янкича — невысокий действующий вулканический конус, в основании округлый, около 2,8 км в диаметре, с разрушенной до уровня моря южной стенкой кратера, затопленного морем. Сохранившиеся края кратера образуют кольцеобразный зубчатый «хребет» с острой вершиной Микаса на западе, высотой в 399 м и с «седловинами» не ниже 120 м. Склоны кратерной стены круты, в обе стороны, расчленены ложбинами, испещрены фумаролами. С сернистыми парами и покрыты каменными осыпями.
На юго-восточной стороне «хребта», на внешнем подводном склоне, до 125 м высоты возвышается куполообразная скала Бабу (Бабушкина, Бабушка). Плоская скала Энцио (Колпак) вблизи западного выступа острова, в 180 м от внешнего берега поднимается на 37 м. Обе скалы, видимо, паразитические конусы. Все эти части вулканического массива соединены каменистыми рифами. На обоих островах нет пресной воды, но много горячих источников. Горячие ключи «...кипят и серы горючей имеют довольно, и когда в ночное время молодые топорки через ключи летят в море, то от горячести их и ют серного запаха падают в них и изопревают вскоре и остается одно их перье...», от серы «воздух под ними заражается, а из-под земли бывает безмерный жар с великим звуком» (Полонский, стр. 433).
Некоторые ключи, видимо, относятся к гайзерам, так как выбрасывают пар не постоянно. Щебнистые маломощные почвогрунты имеются только на северном острове; отдельными пятнами они залегают на южном острове и на скале Бабу.
Травяной покров имеется только на о. Кита. Трав со съедобными подземными частями мало. Кое-где на ровных площадках встречаются мхи, подстилаемые торфом, употреблявшиеся айнами на топливо. Болот нет. Леса отсутствуют.
Плавник на берегах встречается в небольшом количестве. Наземных местных млекопитающих животных немного. Сюда были завезены песцы, устроен питомник. В настоящее время песцов много.
На обоих островах гнездится множество морских птиц. Этот «птичий рай» содержит десятки тысяч кайр, сотни тысяч глупышей, множество чаек, тупиков, бакланов, уток и т. д. На гнездовьях летом масса яиц, которые можно варить в горячих источниках (Сноу) - это обильный ресурс для питания.
Острова Усисиру были излюбленным местом айну. С горячими источниками связывались религиозные обряды и поверья. Обычно айну жили на северо-востоке о. Кита, это было постоянное место торговли.
Кратерная бухта Курета (Кратер, Cratabau, Curetawan) привлекает особое внимание. Она хорошо защищена от всех ветров. Диаметр ее около 0,9 км; глубины 1-56 м. Поверхность ее абсолютно спокойная, что очень удобно для стоянок судов, но вход в бухту с юга узок и в отлив доступен по глубине только для шлюпок и байдар, а в прилив, высота которого здесь 1,8 м, для мелкосидящих судов. Посредине бухты поднимаются 2 островка из магматических пород, 37 и 72 м высотой».

Нам повезло побывать на острове Янкича в середине девяностых прошлого столетия. На 10-12 лет раньше Андрея Клитина. И то, что удалось увидеть, снять и прочувствовать, а также услышать от учёных на борту научно-исследовательского судна «Игорь Максимов», и после путешествия, несколько отличается от выводов учёных, археологов, исследователей и топографов.
Да я этим рассказом и не претендую на научные открытия…
Но и обойти вниманием посещение этого райского уголка в суровых водах Тихого океана то же не могу.
Как путешественник-любитель...
Пока многие путешественники на судне зализывали и зачёсывали до кровавых струпов места укусов, брезгуя супрастинами и димедролами, нам твердили только одно.
Что одной ванночки в сероводородных источниках священного вулкана - будет достаточно, что бы навсегда забыть про… белоножку.
Действительность превзошла все ожидания. Уже первое посещение кальдеры вулкана на острове Янкича, который извергался последний раз ещё в 1884 году, привело в дикий восторг всех без исключения.
Извергался за 110 лет до нашего прихода...
От белоножки-мессершмита, точнее укусов, остались только несуразные снимки.
И вряд ли при памяти и дееспособности, кому то захочется их выложить на всеобщее обозрение …

В кают-компании и термальных источниках

Бухта и скалы в кальдере вулкана на острове Янкича и высадка десанта возле кратера.

Многочисленные бухты Курильских отровов

Остров Янкича

Песцы на острове

Снимать позволяли с очень близкого расстояния, иногда еду брали с рук.