Крым 2014 – Севастополь, Херсонес
Когда весной 2014 года Крым и Севастополь «вернулись в родную гавань» – вновь стали частью России – я понял, что в предстоящий сентябрьский отпуск надо ехать в Крым. Всё лето я занимался «проработкой» маршрута путешествия, пытаясь «объять необъятное» – «втиснуть» в десятидневную поездку несчётное количество восхитительных мест и достопримечательностей Тавриды.
Первым пунктом моего вояжа был выбран Севастополь, где меня согласилась «приютить» на три дня моя одноклассница, поселившаяся там ещё до развала Советского Союза.
Приземлившись в Симферопольском аэропорту ранним сентябрьским утром, я первым автобусом выехал в Севастополь. Успев «поселиться» до ухода одноклассницы на работу и отдохнув немного после ночного перелёта, я отправился заново знакомиться с городом, который не видел 34 года. Самым ярким воспоминанием детства стал неповторимый «аромат» южного города, один из главных компонентов которого – вид, шелест и запах акациевых аллей.
Последнее моё посещение Севастополя состоялось в ходе крымской геологической практики после первого курса Геологического факультета МГУ. Тогда мы глазами геологов осматривали береговые обрывы Херсонеса. Поэтому в первый день моего пребывания в Севастополе я решил посетить именно Херсонес.
Херсонес Таврический – город, основанный древними греками в 422–421 гг. до н. э. на юго-западном побережье Крыма. Этому городу-государству суждена была долгая жизнь – почти две тысячи лет – и его история является частью истории Древней Греции, Древнего Рима и Византии. В средние века, когда Херсонес становится христианской столицей полуострова, вокруг него возникает большое количество монастырей и скитов, а также знаменитые пещерные города. В конце XIV века набег кочевников положил конец существованию города, и руины его скрыла земля.
В 1827 году, спустя почти полвека после основания г. Севастополя, на этом месте начались раскопки, почти сразу же принесшие Херсонесу еще одно название – "Русские Помпеи". Год за годом из-под многовековых напластований появлялись дома и улицы, площади и храмы древнего города. Находок было так много, что вскоре из них составилась интереснейшая экспозиция – так возник археологический музей, отметивший в прошлом году своё стодвадцатипятилетие.
Главной доминантой сегодняшнего Херсонеса, видимой почти с любой точки городища, является Свято-Владимирский собор, основанный во второй половине XIX века и воссозданный из руин в начале XXI века.
С южной стороны древний город ограничивают защитные сооружения.
Наиболее наглядно линия обороны Херсонеса выглядит со стороны главных городских ворот. Перед крепостной стеной находится протейхизма – передовая оборонительная стена. Между протейхизмой и крепостной стеной свободное пространство – перибол.
Крепостная стена состоит из нескольких башен, соединённых куртинами. В правой части фотографии видны Главные городские ворота.
С севера к крепостной стене примыкает так называемый портовый квартал.
Собор Святого Владимира в Херсонесе возведен в память о крещении в 988 г. в Херсонесе святого равноапостольного князя Владимира и в ознаменование начала крещения Руси. Проект собора разработан академиком Д.И. Гриммом. Торжественная закладка нижнего храма состоялась в 1861 году, а верхнего – в 1867. В 1891 году освящен главный престол верхнего храма, во имя святого равноапостольного князя Владимира. Южный престол освящен годом позже во имя святого благоверного князя Александра Невского, северный престол освящен во имя святого апостола Андрея Первозванного.
В 1924 году собор был закрыт. По литературному описанию разрушен попавшей в него во время ВОВ бомбой, хотя существуют свидетельства, что собор неоднократно пытались взорвать после войны.
В 1992 году богослужение было возобновлено. Работы по его восстановлению начались в конце 1990-х годов, хотя активное развитие они получили только в 2000 году. Освящение главного алтаря воссозданного Херсонесского Свято-Владимирского собора состоялось 3 апреля 2004 года.
За портовым кварталом, на берегу Карантинной бухты расположен Херсонесский песчаный пляж. Тихое и спокойное место с чистой водой и пологим дном. Идеально для отдыха с детьми.
В Карантинной бухте располагается база ракетных катеров, которые не редко можно видеть на противоположном берегу.
Смыв с себя «пыль веков», я продолжил осмотр древнего городища. Главная продольная улица Херсонеса проходит через весь полуостров, разделяя древний город пополам.
Почти у самого берегового обрыва находится Херсонесский баптистерий (Крещальня). Здание, предназначенное для обряда крещения, входило в комплекс Уваровской базилики. Открыто в 1876 г. раскопками Одесского общества истории и древностей. В скальном полу, строго по центру, была вырублена круглая в плане купель со ступенькой для входа с восточной стороны и крестообразным углублением на дне.
В настоящее время большинство исследователей связывают баптистерий Уваровской базилики с местом крещения князя Владимира.
Стремясь отметить летописное событие в 1997 г. церковные власти г. Севастополя, несмотря на протест администрации Херсонесского музея-заповедника, установили над купелью (с помощью грузового вертолета) металлическую беседку-ротонду. Это исказило вид археологического памятника.
Часть прибрежных кварталов Херсонеса некогда обрушились в море, так как берег в этом месте интенсивно размывается. Не избежала этой участи и Уваровская базилика: часть апсиды и северный угол упали уже после раскопок XIX в.
Под обрывистым берегом находится ещё один херсонесский пляж, называемый в народе "Античным пляжем Уваровка", из-за расположения вблизи раскопок древних развалин Уваровской базилики.
В ста метрах восточнее Херсонесской Крещальни расположен один из самых романтических памятников Севастополя – туманный колокол, ставший одной из визитных карточек Херсонеса Таврического.
На поверхности колокола сохранилась часть надписи, выполненной при его отливке: «сей колокол вылит … в Таганроге из турецкой артиллерии весом в 351 пуд 1776 года месяца августа... числа». После основания Севастополя его доставили в главную базу Черноморского флота, использовав как сигнальный туманный колокол, предупреждавший моряков об опасности. Во время Крымской войны французы взяли его в качестве трофея, установив на соборе Парижской богоматери (Нотр Дам де Пари). В 1913 году Франция, союзник России по военному блоку против Германии, с помощью французского консула в Севастополе А.И. Ге (по совместительству смотрителя французского воинского кладбища) возвратила колокол в Севастополь. 13 сентября этого же года его установили на временной звоннице храма Святого Владимира.
Когда в 1925 году монастырские колокола снимали на переплавку, «туманному» повезло: вспомнили, что он имеет большое «значение для безопасности мореплавания». Колокол установили между двух пилонов на берегу моря, где до шестидесятых годов колокол продолжал своим мелодичным звуком напоминать морякам о приближении к берегу.
Сравнительно недавно таганрогцы попытались вернуть свою историческую реликвию, но Севастопольцы её отстояли. Херсонес уже немыслим без туманного колокола, ставшего неотъемлемой частью его морского фасада и архитектурно-исторического пространства.
На следующей фотографии, сделанной с парапета туманного колокола, можно видеть остатки средневековой общественной бани VI-Х веков. В трех помещениях Херсонесской бани были установлены ванны (по одной в каждом), куда подогретая вода из расположенной рядом цистерны поступала по керамическим трубам, а обогрев осуществлялся по подпольным и внутристенным каналам с отверстиями при помощи горячего воздуха.
В правом верхнем углу фотографии видна металлическая беседка-ротонда над купелью Херсонесского баптистерия, а за ней белеет обелиск «Городу-герою Севастополю» на мысе Хрустальный, известный в народе как «Штык и Парус».
На следующей фотографии вновь видим Свято-Владимирский собор, на этот раз со стороны моря, от Туманного колокола. Перед монастырской оградой находятся развалины жилых усадеб X-ХIII веков.
Ещё одним символом Херсонеса является Базилика 1935 года. Никому сегодня не известно, как именовался этот христианский храм в средневековом Херсонесе, а потому называется он по году открытия.
Базилика была построена, вероятно, в VI в. на месте более раннего храма V в., в Х в. разрушена, а на месте ее среднего нефа была сооружена небольшая часовня.
Но самый узнаваемый памятник Херсонеса продолжает оставаться одним из самых загадочных. Научные споры о времени сооружения и о назначении различных построек на этом месте, продолжаются до сих пор. Есть мнение о существовании здесь в позднеантичный период иудейского молитвенного дома – синагоги. Найденные во время раскопок обломки саркофагов римского времени с рельефными изображениями языческих богов и героев могут свидетельствовать о существовании на этом месте мавзолея, где хоронили представителей знатных семей Херсонеса.
Между базиликой и Туманным колоколом в море расположены остатки монастырских купален. Но поскольку солнце уже коснулось горизонта, а с моря подул прохладный ветерок, я в воду не полез.
Последний взгляд на развалины древнего города…
Херсонес Таврический – уникальный историко-археологический музей-заповедник. Вы можете провести в нем целый день, рассматривая многочисленные экспонаты в выставочных залах, или отправившись на археологическую прогулку по древнему городищу. Можно совершить и виртуальную экскурсию, воспользовавшись картой, на которой отмечены раскопанные участки городской территории.