Сандармох – боль карельской земли
В июле этого года, во время путешествия по Карелии, мне довелось посетить жуткое место массовых расстрелов в 12 км от Медвежьегорска по дороге на Вологду. Место это, известное как мемориальное кладбище Сандармох, оказалось настолько мрачное и трагическое и произвело на меня такое тяжёлое скорбное впечатление, что я не нашёл в себе сил даже упомянуть об этом месте в своих ежедневных «репортажах» о путешествии. Для серьёзной подачи информации «с колёс» у меня не было времени, а беглое упоминание о посещении этого места было бы неуместным в ряду прочих моих сообщений…
Только сейчас, в преддверии Дня памяти жертв политических репрессий, отмечаемого в России 30 октября, я представляю «отчёт» о посещении этого скорбного места…
Сандармох (реже Сандормох, по-карельски Sandarmoh) – лесное урочище в Медвежьегорском районе Республики Карелия, где на месте бывшего песчаного карьера на площади 10 гектаров, во время Большого террора 1937–1938 годов, расстреляно и захоронено свыше 9500 человек 58 национальностей. Урочище расположено в сосновом лесу, светлое пространство которого неумолимо контрастирует с гнетущей атмосферой произошедших здесь трагических событий.
Сандармох – одно из самых больших на Северо-Западе России захоронений жертв сталинских репрессий. Здесь были тайно расстреляны и захоронены спецпоселенцы, заключённые Беломорско-Балтийского лагеря (каналоармейцы) и Соловецких лагерей, а также репрессированные жители Карельской АССР.
Первые захоронения жертв репрессий были обнаружены в июле 1997 года. Всего на этой территории было обнаружено 236 расстрельных ям. 27 октября 1997 года, к 60-летию трагедии, здесь было открыто мемориальное кладбище «Сандармох», и впервые провели Дни памяти, организованные Международным и Петербургским «Мемориалом». В 1998 году установлен гранитный памятник работы карельского скульптора Григория Салтупа – глыба с барельефом и надписью: «Люди, не убивайте друг друга!».
С 1998 года ежегодно 5 августа, в очередную годовщину начала Большого террора, в лесу возле символических крестов проводятся православная и католическая панихиды, митинг общественности.
От памятника асфальтированная дорога ведёт к большой поляне, за которой и начинаются собственно захоронения. По краю поляны, по обе стороны от дороги, переходящей в тропу, установлены мемориальные камни и траурная плита.
Слева от дороги установлен мемориальный камень с табличкой, посвящённой всем жертвам репрессий, нашедшим здесь свой последний приют.
Надпись на табличке гласит: «Здесь, в урочище САНДАРМОХ, месте массовых расстрелов, с 1934 по 1941 годы убиты свыше 7 тысяч ни в чём не повинных людей: жителей Карелии, заключённых и спецпоселенцев Белбалтлага, узников Соловецкой тюрьмы. Помните о нас люди! Не убивайте друг друга».
Справа от дороги установлен Соловецкий камень в память о 1111-ти заключённых Соловецкой тюрьмы особого назначения, расстрелянных здесь с 27.10 по 4.11 1937 года.
Именно изучение судьбы этого так называемого «первого Соловецкого этапа» привело к открытию данного места массовых расстрелов. Документально было зафиксировано, что 27 октября 1937 года заключённых погрузили на баржи на Соловках, но дальнейшая их судьба была не известна. До 1990-х существовало предположение, что людей утопили в Белом море. Только в 1995 году в архивах управления ФСБ в Архангельске были найдены оригинальные документы, в частности, расстрельные списки «Соловецкого этапа». На основании этих документов и была организована экспедиция Общества «Мемориал», обнаружившая 1 июля 1997 года место трагедии. По рапорту, составленному заместителем начальника административно-хозяйственного управления УНКВД Ленинградской области, лично расстреливавшим заключённых, установлены и точные даты проведения расстрелов – 27 октября – 4 ноября 1937 года.
Рядом с Соловецким камнем установлена траурная плита из чёрного камня с надписью «Русским людям, невинно убиенным в урочище "Сандармох"».
Слева, на небольшом пригорке в 1998 году была возведена деревянная часовня во имя святого великомученика Георгия Победоносца.
Внутри часовни на специальной подставке закреплён полный список документально подтверждённых жертв, закончивших здесь свои земные мучения.
4 июня 2010 года в ходе Первосвятительского визита в Петрозаводскую и Карельскую епархию мемориальное лесное кладбище в урочище Сандармох посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил молитву в часовне Георгия Победоносца.
Рядом с часовней установлен крест с распятием на символической могиле архиепископа Самарского Петра (Руднева), расстрелянного здесь 3.11.1937 года. Могила символическая, потому что точное место его захоронения не известно.
Строго говоря, Сандармох – место массовых групповых захоронений. На каждом шагу можно видеть выложенные белым камнем круги и овалы – это установленные в ходе поисков расстрельные ямы – братские могилы. В них лежат останки людей разных социальных слоёв, национальностей и вероисповеданий. Репрессивная машина не разделяла заключённых на русских, татар или евреев, на академиков, артистов или служащих, на православных, католиков или мусульман – все лежат здесь вперемешку.
Отдельные останки конкретных людей чаще всего идентифицировать не удается, но родные ставят на массовых захоронениях индивидуальные таблички, поминальные кресты или прикрепляют прямо на стволы деревьев кладбищенские фотографии…
Для индивидуальных табличек используют и просто отдельно лежащие камни.
Отдельный крест с фотографией установлен священномученику Дамиану (Воскресенскому) – архиепископу Курскому, канонизированному Русской Православной Церковью в 2000 году.
Отличительной чертой индивидуальных табличек на мемориальном кладбище «Сандармох» от обычных захоронений является указание на большинстве из них четырёх дат.
Кроме индивидуальных поминальных табличек в урочище «Сандармох» разными государствами, национальными и социальными объединениями и религиозными конфессиями установлены памятники и поминальные таблички своим согражданам, соплеменникам или единоверцам. Согласно подсчетам исследователей, едва ли не каждый второй из погибших в Сандармохе – русский (их 45%), каждый четвертый – финн или карел, каждый десятый – украинец. Поляков, немцев, евреев – соответственно 4%, 3,5%, 3,1%. Всем им установлены памятники или памятные знаки.
В память финских жертв установлена отполированная до зеркального блеска табличка, в которой отражаются верхушки сандармохских сосен.
Памятник татарам – жертвам политических репрессий 1937-1938 годов установлен в 2015 году Карельским филиалом Российского фонда культуры.
Памятник эстонцам – невинным жертвам сталинских репрессий.
Скромная табличка своим соплеменникам от марийского народа.
Памятник казакам – жертвам политических репрессий установлен казаками Республики Карелии в 2015 году.
Общество азербайджанцев «Страна Огней» установило памятник в виде поминального костра с надписью на двух языках "Народ Азербайджана помнит и скорбит о вас".
Рядом Общество грузинской культуры установило памятник Сынам Грузии.
Тут же памятник литовцам – узникам и жертвам Гулага.
Памятник Невинноубиенным Вайнахам (чеченцам и ингушам)
Поблизости стоит памятник лицам еврейской национальности.
Мусульманский памятник желает мира не только мусульманам, но и всем верующим.
Несколько памятных знаков установлено на так называемом холме памяти.
Слева памятник полякам – невинным жертвам сталинских репрессий
Рядом с ним Православный поминальный крест.
А в центре крест католический.
У его подножия две памятных таблички. Одна «в память о христианах-католиках дочерях и сыновьях разных народов, лёгших в лихолетье в эту землю и ожидающих здесь дня господня». А вторая «к 60-летию Соловецким узникам – полякам и священникам, которые нашли место вечного покоя на этой земле»
Правее католического в 2004 году установлен, а 5 августа 2005-го – торжественно открыт Козацкий крест – памятник украинским политзаключенным с вышитым рушником и надписью «Убиенным сынам Украины».
Есть здесь и памятник российским немцам – жертвам репрессий.
***
В последние два года Российское военно-историческое общество (РВИО) проводит в окрестностях урочища Сандармох раскопки с целью поиска захоронений красноармейцев, погибших в боях или расстрелянных в финском плену. Либеральные СМИ и представители общества «Мемориал» резко негативно относятся к этим раскопкам, усматривая в этих действиях попытку властей «заменить место сталинских репрессий воинским захоронением советских военнопленных».
Представители РВИО в свою очередь заявляют, что не ставят своей целью «переписать историю» и «умалить значимость мемориала жертвам репрессий». Нет никакой мысли посягнуть на мемориал, где находятся политические заключенные. Но если версия о павших красноармейцах будет подтверждена, то память погибших воинов, необходимо также увековечить, как и память репрессированных.
Мне не совсем понятна логика представителей общества «Мемориал», резко отрицательно относящихся к самому факту проведения поисков. Если они документально подтвердили захоронение в Сандармохе более 6 тысяч расстрелянных узников Гулага, то каким образом находка любого количества погибших красноармейцев может принизить и обесценить память о жертвах репрессий? Каким образом памятники русским, татарам, грузинам, полякам и финнам, православным, католикам и мусульманам, расстрелянным в этом месте, вдруг «обесценятся», если рядом появится ещё один памятник – погибшим красноармейцам? Или солдаты, павшие за нашу Родину, не достойны памяти? Или им не место рядом с жертвами тоталитаризма?
На мой взгляд, наличие документальных подтверждений массовых расстрелов уже ничто не может перечеркнуть и сделать не важными. Для каждого нормального человека Сандармох навсегда теперь останется местом трагедии тысяч людей различных национальностей и вероисповедания, чьи судьбы были перемолоты жерновами Гулага. Но память советских воинов, павших в боях или плену, если таковые будут найдены, тоже должна быть увековечена. Мы и наши потомки должны помнить и жертв политических репрессий и жертв войны, чтобы ни то, ни другое не повторилось никогда…