Всего в Смородине 130 294 объектов и 12 027 участников

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:
Путешествия по России
4 марта 2018, 01:56 от Sergey Vasiljev 2 3 1993

Крым 2014 – Севастополь, Римская дорога, мост и менгиры...

Выйдя на "свет божий" после посещения "подземного царства", описанного в предыдущей заметке, я обнаружил на тропинке от Скельской пещеры ответвление с указателем "Римская дорога, 200 м". Решив ознакомиться с древнеримским дорожным строительством, я двинулся в указанном направлении и вскоре оказался перед незатейливой лестницей с деревянными перилами.

К сожалению лестницу эту делали явно не большие умельцы, поскольку шаг ступеней оказался на столько неудобным для ходьбы, что я счёл за благо подниматься по "дикому" склону рядом с этим "не инженерным" творением...

Спустя пять минут тропа вывела меня на ту самую древнеримскую дорогу. В месте выхода на неё тропы стоял указатель, сообщавший путнику, что в 900 м направо находится село Родниковое, а в 600 м налево - Римский мост.

Естественно, я двинулся налево - по римской дороге к Римскому мосту.

Построены ли "римские" дороги в Крыму римлянами, доподлинно не известно. История данного пути уходит корнями в I век до н.э. Она соединяла стратегические центры еще греческого мира – Харакс и Херсонес, между которыми в древности велась оживленная торговля. В эпоху римского присутствия в Крыму старая, едва заметная «трасса» превращается в мощеную булыжником магистраль.

Римляне в Крыму появились во второй половине I века н.э. и оставались до III века. Строили основные римские дороги не рабы и даже не наёмные рабочие. Наряду с большинством укреплений, дорога рассматривалась как военный объект, поэтому строилась силами армии (но не на её средства, конечно же). Этим можно объяснить невероятный запас прочности, рассчитанный на агрессивное обращение. Одним из обязательных условий была непрерывная доступность дороги при любой погоде. Для этого полотно дороги не только возвышалось на 40-50 см над местностью, но и имело в разрезе покатую форму, из-за чего на ней никогда не бывало луж.

Данная римская дорога, проходящая в окрестностях Скельской пещеры, является одним из сохранившихся фрагментов тракта от Херсонеса через перевал Чертова лестница (Шайтан-Мердвен) на Южный берег Крыма в крепость Харакс. Почти две тысячи лет назад здесь шагали легионеры, их маркитанты с обозами, пленные дикари и стада блеющих военных «трофеев».

Дорога проходит огибая горные склоны без резких подъёмов по живописным местам Горного Крыма.

Дорога проходит через реликтовую можжевеловую рощу, где можжевельник - это не мелкие кустарники, а полноценные деревья до 10 м высотой, усеянные крупными "аметистовыми" ягодами.

Через 600 м я вышел к развалинам римского моста Таш-Копыр (Каменный мост). Предположительно, мост был построен одновременно с дорогой, а вот название у него более позднее, татарское.

Сохранившиеся "опоры" моста сложены из крупных глыб без какого-либо связующего материала. Они держатся только за счёт плотной укладки глыб.

Здесь у развалин древнего инженерного сооружения я устроил небольшой привал и подкрепился запасёнными бутербродами с соком.

Подкрепившись, я двинулся в обратный путь. Дойдя до указателя, у которого я вышел на римскую дорогу, я двинулся по ней дальше в сторону села Родниковое. Ещё какое-то время дорога продолжала быть почти горизонтальной. На одном из изгибов склона открылся красивый вид на верховья долины реки Узунджи, вдоль которой я начинал свой маршрут к пещере.

Довольно скоро дорога стала "терять высоту" и превратилась в узкую тропу, идущую как бы в зелёном тоннеле из небольших деревьев. Временами попадались камни с цветными метками - так в Крыму маркированы туристические маршруты, описанные в путеводителях.

Вскоре я вышел к первым сельским домам, заборы которых были увиты живой изгородью с поспевающими плодами и ягодами...

Спустившись в Родниковое, я уделил немного времени ещё двум достопримечательностям, расположенным около автобусной остановки на въезде в село.
Во-первых, непосредственно у остановки можно увидеть небольшой памятник белого мрамора с могилы священника, представляющий собой точный макет церкви, когда-то стоявшей в селе и разрушенной в 70-х годах прошлого века. Где находилась могила священника, никто не знает, а вот снятый когда-то с нее могильный камень не так давно удалось найти. Его установили рядом с автобусной остановкой, построенной на фундаменте разрушенного храма.

А за остановкой расположены Скельские менгиры — вертикально поставленные глыбы мраморовидного известняка, памятник археологии бронзового века. Менгир по-бретонски значит «длинный камень». Этим словом обозначают вертикально врытые в землю длинные каменные истуканы, являющиеся культовыми памятниками эпохи неолита и бронзового века. Скельские менгиры — самые крупные из известных в Юго-Восточной Европе. Они были обнаружены у села Скеля (ныне — с. Родниковое) археологом Н.И. Ренниковым в 1907 году. По-татарски это место называлось Текли-Таш («поставленный камень»).

Известный археолог Аскольд Щепинский, изучавший объект в 1978 году, утверждает, что, как и Стоунхендж, они были установлены 4–5 тысяч лет назад, имели важнейшее культовое значение и отражали сложные космогонические воззрения древних людей.

На въезде в Родниковое расположена Братская могила воинов и партизан Великой Отечественной войны. Один из четырёх Скельских менгиров оказался внутри ограды Братской могилы. Когда при освобождении Севастополя геройски погибли в этих местах солдаты, их спешно, под бомбежками, захоронили у одного из "стоячих камней". Так надежнее было потом найти братскую могилу, когда закончатся обстрелы...

Остальные три менгира находятся неподалёку, у сельского клуба, устроенного в бывшем "поповском" доме.

Во всех литературных источниках с 60-х годов прошлого века говориться, что в Родниковом можно увидеть лишь два менгира. Высота одного составляет 2,8 метра, вес — более 6 тонн, второй обелиск пониже — 1,5 метра и находится в ограде памятника на братской могиле воинов Красной Армии, погибших во время Великой Отечественной войны. Также хорошо было известно, что еще два менгира – были повалены и валялись в канаве за сельским клубом. Высота одного из них 2,4 метра, но по описаниям Репникова во вкопанном состоянии его верхушка возвышалась над землей на 85 сантиметров. Четвертый менгир сохранил лишь часть от своего первоначального размера и представлял обломок неправильной формы.

Все эти данные были актуальны до 26 ноября 2010 года…

Идея вернуть на свое историческое место священные камни возникла у руководства общественной организации «Туристический Актив Крыма», одной из задач которой являлось восстановление памятников – объектов экскурсионного показа. Скельские менгиры подходили по всем параметрам для такой акции – самые древние в регионе природно-исторические памятники и к тому же разрушенные, поруганные и забытые государством. Инициативу туристов-краеведов со всей душой и пониманием поддержали власти и общественность Байдарской долины. Оперативно провели изыскательные и технические работы по установке утраченных менгиров на свое место. 25 ноября менгиры были вкопаны, а на следующий день при большом стечении народа состоялось их открытие.

Осмотрев древние мегалиты, я направился к центру села на конечную остановку автобуса. Где-то в середине села у меня "защемило сердце" от вида незатейливого на первый взгляд и необычного для этих мест забора.

Только жители Якутии, Колымы, Чукотки и Камчатки поймут чувства, переполнившие мою душу. Забор этот собран из звеньев взлётной полосы для полевых аэродромов, обустроенных в годы Великой Отечественной войны вдоль легендарной трассы АлСиб, по которой перегонялись американские самолёты с Аляски в Сибирь. Прожив более двадцати лет в Магадане, я часто видел такие заборы на Камчатке и Чукотке. Но увидеть его в крымском селе я никак не ожидал. Очевидно хозяин этого дома работал в своё время на Северо-Востоке и отправил "на материк" эти звенья контейнером вместе со своими вещами.

Естественно, я должен был сделать селфи с этим забором...

Покончив с ностальгическими воспоминаниями, я дошёл до центра села, где вскоре сел на автобус, идущий в Севастополь. Некоторые автобусы в Родниковом разворачиваются и идут обратно в город. Мне же попался тот, который продолжает движение вокруг Чернореченского водохранилища, объезжая расположенные на его берегах сёла. Таким образом напоследок я получил ещё и возможность полюбоваться красотами не только горных, но и водных пейзажей. К сожалению, окна автобуса были настолько далеки от кристальной чистоты, что у меня даже мысли не возникло сделать несколько фотографий через стекло...